О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Сегодня авиарейсов не будет": почему открытие аэропорта Элисты вызывает множество вопросов

Возобновление работы аэропорта Элисты после двухлетнего простоя вызвало большой резонанс. Это первый аэропорт в Южном федеральном округе, который вновь начнет функционировать в условиях СВО. Как это событие с экономической и политической точки зрения отразится на состоянии Калмыкии, и почему авиакомпании пока не торопятся запускать рейсы в республику, разбирался "Эксперт Юг".

С 3 мая 2024 года в Калмыкии официально отменили ограничения на использование воздушного пространства: по информации пресс-службы воздушной гавани, аэропорт в республике готов к возобновлению авиасообщения. Также специалисты Росавиации, Госкорпорации по организации воздушного движения в России и Минобороны отмечают, что полеты в Элисту могут быть выполнены безопасно.

Однако позже дату начала перелетов перенесли. "Сегодня рейсов не будет. Возможно, после майских праздников", – сказали в пресс-службе главы Калмыкии.

Добавим, что в 2023 году в аэропорту был проведен капитальный ремонт пассажирского терминала, который занимает площадь 2,1 тыс. кв. м. После реконструкции пропускная способность терминала увеличилась вдвое и теперь составляет 100 пассажиров в час. На время закрытия правительство РФ предоставило аэропорту субсидию в размере 134,6 млн руб.

С точки зрения экономики и логистики есть большие сомнения

"Нужно отметить, что история авиационных сообщений в Калмыкии еще до начала СВО была достаточно плачевной. Аэропорт в Элисте долгое время не работал. Были годы, когда он принимал чартерные рейсы, были попытки создать регулярные сообщения с Москвой, но эти попытки были лишь частично успешными. Также не стоит забывать, что в Калмыкии сложилась многолетняя традиция использования автомобильного транспорта для различных поездок. Это обусловлено небольшим количеством железных дорог и нерегулярными авиационными сообщениями", – объясняет директор Аналитического центра Российского общества политологов Андрей Серенко в беседе с "Экспертом Юг".

Здесь стоит отметить, что на сегодняшний день воздушная гавань собирается работать не круглосуточно, а только с 9 утра до 19 вечера, ночных полетов не будет. Также ограничения воздушного пространства на юге России, связанные с проведением СВО, влияют на авиасообщение с Элистой. Время полета из Москвы в Элисту увеличится более чем в два раза. Вместо обычных 1 часа 45 минут, путешествие займет 3 часа и более.

"Запуск аэропорта в Элисте является красивой фишкой, которую можно предъявить как своеобразное достижение. С точки зрения политического хода – это интересное решение, некий добрый знак возвращения к обычной жизни. А вот с точки зрения экономики и логистики есть большие сомнения. Люди в Калмыкии привыкли считать деньги и поэтому высокие цены на авиабилеты могут быть значительным отрицательным фактором", – рассказывает политолог.

Собеседник подчеркивает, что на данный момент рано делать окончательные выводы. Также возникает вопрос о том, когда аэропорт начнет функционировать, и найдется ли авиакомпания, которая будет регулярно выполнять рейсы из этого аэропорта. Важно учитывать степень последовательности перевозчика в осуществлении своих планов. Сценарий может быть таким: авиакомпания начнет полеты, которые продлятся до конца года, а затем рейсы могут снова прекратиться. В этом случае аэропорт будет формально открыт, но летать будет некому.

Также нужно понимать, что, к сожалению, количество жителей в республике Калмыкия, особенно тех, кто нуждается в воздушных перевозках, не обеспечивает достаточной окупаемости регулярных авиаперевозок.

"Еще одним важным аспектом является развитие новой индустрии регулярных автоперевозок, которая сложилась за время проведения СВО. Возникли крупные компании, предоставляющие комфортабельные такси с приветливыми водителями, которые уже более 2,5 лет осуществляют перевозки людей в различные города, откуда они часто отправляются в Москву. Ежедневно совершается около 20 таких рейсов. Этот вид бизнеса стал популярным среди пассажиров. Теперь интересы этих перевозчиков будут конфликтовать с теми, кто предлагает авиаперевозки", – подытожил Андрей Серенко.

При этом ранее вице-президент Альянса турагентств России Алексан Мкртчян, комментируя ситуацию "Известиям", заявил, что авиакомпании "Азимут" и Red Wings рассматривают возможность запуска авиарейсов в Калмыкию, но "пока ждут дотаций от правительства региона".

Южные аэропорты пока не могут возобновить работу

Напомним, что с 24 февраля 2022 года вступил в силу режим ограничения полетов в аэропорты южной и центральной части России, затрагивающий города Анапу, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элисту.

На данный момент сообщений о прекращении запрета на работу ряда аэропортов на юге России нет. По оценкам экспертов, аэропорты юга России откроют не раньше чем в конце 2029 года.

В связи с текущей спецоперацией, полеты в аэропорты южной и центральной частей России могут подвергнуться риску атак со стороны ПВО и военной авиации. Решение о возобновлении работы аэропортов зависит от многих факторов, включая безопасность пассажиров и персонала, обстановку в регионе, а также наличие угроз извне.

"Вопрос состоит в том, смогут ли силовые структуры обеспечить безопасность на 100%. Если этот процент составляет хотя бы 99,9%, то этого уже недостаточно. Второй момент - это наличие охранной инфраструктуры. Есть те или иные районы, которые находятся под надежным прикрытием средств ПВО. Сама инфраструктура позволяет обеспечить безопасность полетов гражданской авиации", – рассуждает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Автор: Полина Губкина
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт-Юг». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка