Госкорпорация Ростех
1 апреля 2024, 15:29
Сергей Ильюшин: "Лучше всего поют о конструкторе самолеты"
Спроектированный им легендарный "летающий танк" - штурмовик Ил-2 был самым массовым самолетом Великой Отечественной войны, а созданный в мирное время Ил-18 - первым советским самолетом, нашедшим широкий спрос на мировом авиационном рынке. Всего же под руководством Ильюшина было спроектировано более восьми десятков самолетов и их модификаций, большая часть из которых пошла в серийное производство.
Вcпоминаем вехи его жизни и лучшие самолеты.
На виражах судьбы
Сергей Ильюшин родился в 1894 году одиннадцатым ребенком в бедной крестьянской семье на Вологодчине. Учителя начальной школы отмечали его любознательность и потому способствовали продолжению обучения. Однако уже в 15 лет Сергей вынужден отправиться на заработки. Он меняет множество занятий, в итоге оказываясь разнорабочим на постройке нового аэродрома в Санкт-Петербурге. Там Ильюшин становится свидетелем события, впечатлившего его на всю жизнь − первой Российской авиационной недели 1910 года, где выступали знаменитые летчики и демонстрировались достижения современной авиации.
Однако к авиастроению будущий конструктор пришел не сразу. Был Ильюшин и разнорабочим Амурской железной дороги, и помощником машинистах первых отечественных экскаваторов в Ревеле. Собирался поступать в вуз, но помешала Первая мировая − в 18 лет Ильюшина мобилизуют. В армии он служит на аэродроме механиком и мотористом, а затем и сам выучивается на пилота.
После революции 1917 года выпуск самолетов практически прекращается, и, чтобы не сидеть без дела, Ильюшин занимается восстановлением национализированных фабрик и заводов у себя на родине. В Гражданскую войну работает авиамехаником, восстанавливает самолеты, ведет политработу.
В 1921 году накопленный Ильюшиным опыт позволяет ему поступить в Академию воздушного флота имени профессора Н.Е. Жуковского, Параллельно с учебой он активно участвует в развитии планеризма. Сразу после окончания учебы в 1926 году конструктор возглавляет самолетостроительную секцию Научно-технического комитета ВВС. В его задачи входило определение перспективных направлений в самолетостроении, составление технических заданий. Как вспоминал сам Ильюшин, здесь он смог изучить практически все существующие в мире модели самолетов.
Самолеты-бойцы
С 1933 года Ильюшин возглавляет собственную бригаду в составе Центрального конструкторского бюро, первой серийной машиной которой стал дальний бомбардировщик ДБ-3. Большая дальность полета 4000 км позволила этим машинам летом 1941 года нанести первые бомбовые удары по Берлину.
ДБ-3 обладал хорошей для своего времени скоростью, скороподъемностью, высотностью. В то же время Сергей Владимирович стремился к расширению области применения бомбардировщика, создавал его новые модификации.
Самым массовым дальним бомбардировщиком, выпускавшимся в годы Великой Отечественной войны в нашей стране, стал вариант ДБ-ЗФ, с марта 1942 года получивший наименование Ил-4.
Умение смотреть вперед, предугадывая нужные стране направления в авиатехнике авиационной отрасли, было одним из отличительных качеств Ильюшина. Накануне Великой Отечественной войны конструктор настойчиво предлагает руководству страны разработать новый штурмовой самолет, который он называл летающим танком.
Основу корпуса будущего Ил-2 составляла сложноштампованная авиационная броня, для создания которой было организовано новое производство. Еще одним вызовом стала разработка специального бронестекла. Ил-2 был вооружен пушками, пулеметами, бомбами и реактивными снарядами, а двигатели для него создал Александр Микулин.
Ил-2 стал главной ударной силой фронтовой авиации в годы войны, а также самым массовым самолетом в истории - всего было выпущено более 36 тыс. машин. За его создание Сергей Ильюшин получил сразу две награды - Сталинские премии I и II степени. Это был единственный случай такого отличия конструкторской работы. Полученные денежные средства конструктор отправил на нужды фронта.
В ноябре 1941 года за выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники и освоения ее производства в трудных условиях военного времени Сергею Владимировичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Крылья для мирного неба
Еще не отгремела война, а Сергей Владимирович уже размышлял о мирном небе. В 1945 году поднимается в воздух Ил-12, первый самолет КБ Ильюшина в гражданском направлении. Позднее на его базе создается более совершенный Ил-14 - надежный, экономичный самолет, широко поставлявшийся на экспорт. Эта 36-местная машина многие годы оставалась рабочей лошадкой местных авиалиний, своеобразным летающим автобусом в СССР и десятках других стран.
Развитием пассажирской темы стал самый экономичный в своем классе турбовинтовой Ил-18, стоимость полета на котором для пассажиров была сопоставима с ценой проезда в купейном вагоне. Испытывал самолет в 1957 году легендарный летчик-рекордсмен Владимир Коккинаки. За разработку Ил-18 Ильюшин был удостоен Ленинской премии. Ил-12, Ил-14 и Ил-18 сыграли огромную роль в освоении Арктики и Антарктики, неизменно показывая выдающиеся результаты.
Под руководством Сергея Владимировича был создан Ил-62 - советский авиалайнер мирового класса для дальних перелетов. Его разработка стала возможной с появлением более совершенных турбовентиляторных двигателей и была важным этапом в развитии гражданской авиации. Самолет стал флагманом "Аэрофлота" и в течение десятилетий перевозил высших лиц государства.
Генеральный конструктор
Сергей Ильюшин был не только выдающимся конструктором, но и прекрасным организатором. Он так умел наладить работу ОКБ, что все участники были заинтересованы в достижении результата. "Умение работать с людьми, − говорил конструктор, − это прежде всего умение распознать в человеке способности к чему-то и создание условий для их развития, чтобы человек не просто работал, а полюбил свою работу". Благодаря такому подходу ильюшинцам удавалось создавать простые, технологичные, надежные, удобные и экономные машины.
В 1970 году Сергей Ильюшин принял для себя твердое решение передать штурвал управления своему ученику Генриху Васильевичу Новожилову. "Если я не могу прийти первым, а уйти последним, значит, быть генеральным конструктором не должен", - говорил Сергей Владимирович. Но и потом он не прервал связи с конструкторским бюро, до последнего поддерживал и помогал советом, продолжая жить самолетами марки "Ил".
Сергей Ильюшин ушел из жизни в 1977 году.
При деятельном участии Ильюшина отечественная авиация прошла путь от примитивных деревянных планеров до мощных трансконтинентальных авиалайнеров.
Сегодня Авиационный комплекс, носящий имя авиаконструктора, является корпоративным центром инженерных и производственных компетенций Дивизиона транспортной авиации, объединив авиастроительные заводы в Ульяновске и Воронеже, ЭМЗ им. В.М. Мясищева. Основными проектами ПАО "Ил", который входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха, являются тяжелые транспортные самолеты Ил-76МД-90А и топливозаправщик Ил-78М-90А. В сфере гражданской авиации предприятие работает над ближнемагистральным пассажирским самолетом Ил-114-300 и широкофюзеляжным Ил-96-400М.
Заводы и конструкторские бюро предприятия уверенно смотрят в завтрашний день. Но главная ценность Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина и его филиалов - это коллектив профессионалов, способный создавать авиационную технику мирового уровня и с честью продолжать традиции ильюшинской конструкторской школы.
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси