Fedpress.ru
2 апреля 2024, 09:57
Смертельная ошибка пилота и чудом выжившие: все об авиакатастрофе самолета ATR-72 под Тюменью
Холодное апрельское утро
В понедельник, 2 апреля 2012 года, в аэропорту Тюмени было облачно, шел ливневый снег, переходящий в метель, дул юго-западный ветер скоростью 6 м/с, порывы достигали 15 м/с, собрал сведения о злополучном утре в своем блоге тюменец Александр Соханский. Он обратил внимание, что небо было затянуто кучево-дождевыми облаками, видимость составляла 1500 метров.
В 5:30 по московскому времени по расписанию аэропорта Рощино самолет компании UTair АТР-72 должен был выполнить рейс № 120. Воздушное судно готовилось к взлету с первой, основной полосы. На борт поднялись 39 пассажира и четыре члена экипажа, детей в самолете не было. Самому старшему пассажиру было 69 лет, самому молодому - 22 года. Пункт назначения - город Сургут.
"Запели прогреваемые турбины самолета. Стюардесса прошла по салону и внимательно проверила положение ремней безопасности на каждом занятом кресле. Тем временем лайнер вырулил на стартовую позицию и, получив разрешение диспетчера, стал энергично разгоняться", - пишет Соханский.
Оторвавшись от земли, самолет стал набирать высоту. По подсчетам специалистов, лайнер взмыл ввысь на 500 метров. Расшифровка бортового самописца свидетельствует, что спустя почти четыре минуты полета командир переключился на автопилот и попытался убрать закрылки. Тут же самолет стало трясти, ситуация стремительно выходила из-под контроля.
Вот о чем говорили пилоты в последние минуты полета:
07:33:53 Командир воздушного судна: Autopilot on.
07:33:54 Второй пилот: Autopilot on.
07:33:57 Командир воздушного судна: White Bug, flaps up (убрать закрылки)
07:34:06 Второй пилот: Ууух ты!
07:34:07 Командир воздушного судна: Это что такое?
07:34:08 Второй пилот: Что за тряска?
07:34:10 Командир воздушного судна: Autopilot disengage (отключение автопилота).
07:34:13 РИ: Don't sink (информатор предостерегает о недопустимом снижении)
07:34:16 Второй пилот: Тихо, что такое?
07:34:18 Командир воздушного судна: Доложи ему.
07:34:19 Речевой информатор: Don't sink (до земли - всего 120 метров).
07:34:21 Второй пилот: Что доложить-то?! Что за отказ?
07:34:22 Речевой информатор: Don't sink.
07:34:23 Командир воздушного судна: Не понял я.
07:34:30 Второй пилот: ...твою мать!
07:34:31 Командир воздушного судна: ЮТР, 120-й, падаем!
Позже спасатели сообщили, что связь с самолетом была потеряна практически сразу после взлета.
Когда командир экипажа перешел на ручное управление, самолет сделал резкий крен вправо и начал терять высоту. Пилоты попытались его выправить, но ATR-72 продолжил терять высоту и стал крениться уже на левое крыло. Такую же картину увидел над своим домом очевидец катастрофы Алексей.
"Около 7:30 утра я вышел на крыльцо своего дома. Самолет в это время выворачивал в небе передо мной и был накренен. Я услышал хлопок и увидел дым с правой стороны, через несколько секунд самолет повернул налево, пролетел над лесом и упал, предположительно, на поле неподалеку от горьковского кладбища. Куда именно, я уже не увидел", - рассказал "Газете.ру" шокированный происшествием житель Горьковки Алексей.
Самолет разбился в 2 км от села. Сюда тут же съехались службы спасения, правоохранители и руководители ответственных ведомств.
История выжившего
Выжившие в авиакатастрофе долгое время хранили тишину: люди хотели забыть о случившемся несчастье. Спустя время изданию "КП - Урал" удалось пообщаться с потерпевшим крушение Камилем Баженовым. Мужчина рассказал, что отправился в Сургут налегке - это была срочная командировка всего на день. В аэропорту перед регистрацией замешкался: сначала встал не в ту очередь, а когда обнаружил оплошность - к стойке регистрации на рейс № 120 скопилось много людей. Такое случайное стечение обстоятельств спасло ему жизнь: он оказался в хвосте самолета на месте 16А, как и все выжившие.
При посадке автобус долго ждал четырех опоздавших на рейс, их сопровождали сотрудники аэропорта. Наконец - посадка.
"Я помню - вошел десятым. Раньше мне уже приходилось летать на ATR-72, поэтому свое место я сразу нашел, остальные пассажиры тоже. Помню, когда началось движение по взлетной полосе, я сидел возле иллюминатора и смотрел в него. Видел аэродром, полосу. Мы взлетели. Через небольшое время началась небольшая тряска. Я воспринял это как обычную турбулентность. Сначала никаких опасений не было, но потом тряска усилилась. Сразу возникла какая-то тревога. И как только тревога возникает, вот после этого мои воспоминания обрываются", - признался мужчина.
Говорят, стюардессы до последнего момента бегали по салону самолета, проверяя ремни безопасности у пассажиров.
Спасшийся при крушении самолета Камил очнулся на земле лицом вниз. Боли тюменец не чувствовал, но его сознание заполонила радость от спасения. Но вскоре пришлось снова спасаться - от удушья.
"Сложно оценивать, сколько времени прошло, потому что я в такой дремоте был. Я слышал, как что-то горело, потрескивало и люди кричали, на помощь звали. Я сразу осознал, что я не то, что кому-то помочь, я даже себе не могу помочь. Попытался подвигать руками. Кроме правой руки, у меня ничего не шевелилось, стал ждать помощь. Чувствовал, что дым на меня идет. Чтобы не отравиться, натянул мокрую от снега рубашку на голову. Она была белая в полоску - ее мне мама подарила", - вспомнил Камил.
Воспоминания Камила продолжил сотрудник МЧС Михаил Бахорев, нашедший и спасший его.
"Мы прибыли во втором эшелоне. Огня уже не было. Шел дым. До места крушения мы бежали по полю километра полтора. Снега было много, у нас машина просто не смогла добраться. Первое, что увидели, это разбросанные детали самолета. И люди кричат… Кого-то из пострадавших сразу увидели, а кого-то нашли под обломками. Кто-то из людей был жив, кто-то уже мертв. Некоторые так и остались в самолете. Они были пристегнуты", - сообщил спасатель.
Роковая ошибка пилота
Хронологию событий после крушения самолета восстановил "ИТАР-ТАСС". По данным информагентства, поисково-спасательная операция на месте падения воздушного судна завершилась к 16:00 того же дня, спасатели зафиксировали 31 погибшего, в том числе весь экипаж - оба пилота и две стюардессы. Также выяснилось, что шестеро погибших заживо сгорели внутри лайнера. Их личности выясняли с помощью ДНК-тестов.
В течение нескольких дней врачи боролись за жизни 12 пассажиров, чудом выживших при крушении самолета ATR-72 под Тюменью. Но спасти удалось не всех. Еще двое скончались впоследствии в больнице. В память о погибших в авиакатастрофе в регионе объявили три дня траура.
Тем временем эксперты искали причину ЧП. По предположениям специалистов Гидрометцентра, погодные условия вряд ли могли стать причиной авиакатастрофы: метеоусловия были благоприятны для полетов. К этому времени по факту крушения было заведено уголовное дело, следователи СКР выдвинули две версии: ошибка пилотирования и техническая неисправность.
Родные погибших и выжившие подали в суд Тулузы (Франция) из-за обнаруженных в ходе расследования конструктивных недостатков самолета (франко-итальянского производства).
"Разбившийся под Тюменью пассажирский самолет ATR-72 раньше принадлежал финской компании Finnair, а затем эстонской Aero Airlines", - выяснили журналисты.
Самолет ATR-72 авиакомпании UTair находился в эксплуатации почти 20 лет - первый полет он совершил 20 октября 1992 года.
Справка:
За всю историю авиакатастроф насчитывается 12 крушений судна ATR-72 по всему миру. Последнее такое событие случилось в Непале 15 января 2023 года, лайнер принадлежал местной авиакомпании Yeti Airlines, следовавший рейсом Катманду - Покхара.
Позднее назвали причины авиакатастрофы под Тюменью. Расследование уголовного дела о крушении самолета закончилось только спустя три года. Следователи выяснили, что перед вылетом в рейс лайнер всю ночь простоял на открытом воздухе, при этом колебания температур воздуха составили от +1 до -2 градусов, выпали осадки. Утром сотрудники не осмотрели воздушное судно и выпустили его в рейс с явными признаками обледенения. Таким образом, техническая служба не выполнила процедуры по защите самолета от наземного обледенения в соответствии с установленными правилами эксплуатации воздушного судна, из-за чего и случилось крушение.
30 ноября 2015 года суд признал виновными специалистов подрядной организации ООО "ЮТэйр-Техник", их приговорили к пяти годам и одному месяцу лишения свободы. Против командира экипажа уголовное дело прекратили в связи с его гибелью.
В первый год после катастрофы на место, где разбился самолет ATR-72, был установлен деревянный крест. К нему родственники погибших приносили обломки воздушного судна, разбросанного по всему полю. Спустя год на месте трагедии был установлен памятный гранитный обелиск в память о жертвах авиакатастрофы.
Авторские права на данный материал принадлежат «Fedpress.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси