МАИ
14 ноября 2024, 07:03
Смогут ли самолеты летать без второго пилота: цифровые технологии в авионике
К каким еще изменениям приведет развитие цифровых технологий в области бортовых систем, объяснил ведущий инженер Центра "Авионика" Московского авиационного института Глеб Боярский.
С чего все началось
Элементы автоматических бортовых систем управления (АБСУ) начали активно разрабатываться после Второй мировой войны, что позволило существенно снизить физическую и психофизиологическую нагрузку на экипаж. Это, в свою очередь, дало возможность уменьшить его численность. Если раньше он состоял из пяти-шести членов (пилотов, бортинженера, радиста, штурмана), то сейчас летательными аппаратами в зависимости от их класса управляют от одного до трех человек. Эти изменения обусловлены автоматизацией выполнения существенной части задач на борту и, конечно, развитием технических средств на земле.
1970-е годы ознаменовались активным развитием микроэлектроники. Именно это во многом определило функциональный прогресс авионики. В отрасли началась новая цифровая эра, которая продолжается до сих пор.
Главными российскими гражданскими проектами являются самолеты Sukhoi Superjet New и МС-21. Они оснащены продвинутыми системами, которые обеспечивают безопасные и эффективные полеты. Во многом модернизация комплекса авионики этих воздушных судов связана с внешнеполитической обстановкой.
- В настоящий момент основной задачей является разработка российского комплекса авионики для гражданских самолетов и вертолетов, не зависящего от иностранных технологий и компонентов, - рассказал Боярский.
Внедрение технологий
Цифровые технологии сегодня выходят на первый план в развитии авионики. Часть из них позволяет самолетам обмениваться данными между собой в реальном времени. Другие обеспечивают сбор, накопление и анализ информации о работе бортовых систем и внешней обстановки. Активно развиваются системы навигации и управления, благодаря которым полеты становятся безопаснее.
Интеграция искусственного интеллекта также меняет подход к авионике. Новые системы предиктивной аналитики с применением ИИ способны предсказывать потенциальные неисправности оборудования, что дает возможность не только повысить безопасность, но и снизить затраты на обслуживание.
Искусственный интеллект помогает разрабатывать более точные системы прогнозирования погоды, что имеет большое значение на этапе подготовки полетов.
Однако, как пояснил эксперт, в составе бортового комплекса искусственный интеллект пока не применяется, так как нормы разработки и сертификации этого не позволяют.
- Основным приоритетом в гражданской авиации является безопасность, а применение ИИ может дать непредсказуемый результат, если ранее систему не обучали действиям в той или иной ситуации. Вместе с тем ИИ и модели машинного обучения активно используются в наземной работе: в предсказании спроса на рейс, числа пассажиров, которые опоздают на посадку, количества багажа и так далее. Этот аспект не менее важен, так как позволяет оптимизировать затраты на авиаперевозки, - уточнил Боярский.
Возможная непредсказуемость систем с ИИ и забота о пассажирах - причины, которые на данный момент осложняют замену реального, даже второго пилота, виртуальным. Учитывая данные факторы, говорить о создании беспилотных пассажирских летательных аппаратов можно будет только тогда, когда системы управления разовьются до необходимого уровня надежности и безопасности. Это произойдет не раньше 2050-2060-х годов, полагают эксперты.
Для создания пассажирских беспилотников важно выполнить и ряд других условий - в частности, преодолеть психологический барьер пассажиров, которые привыкли полагаться на профессиональный экипаж, а не "бездушную" машину.
Тренды развития авионики
Главным трендом развития авионики сейчас является цифровизация летательных аппаратов - передача части второстепенных функций экипажа электронным системам.
Еще одно не менее важное направление развития - повышение безопасности полетов. Так, в Центре "Авионика" Московского авиационного института разрабатывается система объективного контроля поведения пилотов гражданских самолетов. Она представляет собой совокупность камер, измерителей и вычислителей и отслеживает распределение внимания пилота, положение его тела в кабине, анализирует переговоры экипажа и многое другое.
На основе собранных данных система оценивает адекватность экипажа и его способность безопасно управлять воздушным судном. Если она зафиксирует, что поведение пилота угрожает безопасности пассажиров, в самолете сработает "режим предотвращения авиационного происшествия". Он предполагает изменение вклада действий экипажа в процесс управления летательным аппаратом и направление самолета в безопасную зону для принятия решения о продолжении полета или совершении посадки, возможной в том числе в автоматическом режиме.
Также в развитии авионики наметилась тенденция к повышению энергоэффективности и экологичности воздушного судна. Новые системы управления позволяют снизить потребление топлива и выбросы углекислого газа, что соответствует мировым трендам на сокращение углеродного следа. Умные алгоритмы помогают выбирать наиболее экономичные маршруты, что уменьшает нагрузку на окружающую среду.
- Часть перспективной авионики должна будет обеспечить доступ в интернет в полете по разумным ценам. Другая - возьмет на себя развлечение пассажиров на время рейса. Третья будет отвечать за высокую точность навигации, четвертая - создавать оптимальную рабочую нагрузку на экипаж и так далее. Нерешенных и перспективных задач неимоверное множество: от систем активного шумоподавления в салоне без применения индивидуальных наушников, исследования возможности замены иллюминаторов на мониторы до систем дополненной реальности для пилотов, обеспечивающих возможность безопасной посадки летательного аппарата при нулевой дальности видимости, - добавил Боярский.
Решить упомянутые вопросы в будущем смогут помочь, в том числе, технологии искусственного интеллекта, если удастся расширить их применение и достичь необходимого уровня безопасности в использовании.
Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы