О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников

Операцию начнут, если спускаемый аппарат начал снижаться, но не сел в расчетное время

Минтранс установил исчерпывающий перечень оснований для начала поисково-спасательных операций и помощи потерпевшим бедствие самолетам и кораблям, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов. Например, если получен сигнал с пострадавшего борта или от очевидцев события, или радиосвязи с экипажем нет пять минут, или объект пропал с экрана слежения. При этом планируется активно использовать беспилотники. Такой проект постановления Правительства опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Кто и как будет координировать ответственные службы, разбиралась "Парламентская газета".

Связанные документы

В конце февраля 2023 года Правительство утвердило правила привлечения государственной и экспериментальной авиации к поисковым и аварийно-спасательным работам. Речь идет о воздушных судах с экипажами, средствами спасания и жизнеобеспечения, спасательных парашютно-десантных группах со специальным снаряжением, беспилотниках, наземных поисково-спасательных командах и аварийно-спасательных командах аэропортов. Документ вступит в силу чуть более чем через три месяца - 1 сентября.

С этой же даты начнут применять изменения в статье 88 Воздушного кодекса, утвержденные Федеральным законом от 30 января 2024-го. Одно из таких предусматривает создание в стране единой системы авиационно-космического поиска и спасания для координации всех участников операции. Теперь на очереди рассмотрение правил ее проведения, которые сейчас обсуждают на портале проектов нормативных правовых актов. Планируется, что они заработают одновременно с ранее согласованными новшествами как обязательные для всех пользователей воздушного пространства, органов и служб единой поисково-спасательной системы.

"Такие изменения своевременны и актуальны, - считает первый зампред Комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный. - Во-первых, это улучшит координацию между службами, решения будут согласовываться быстрее, чтобы не терять время, аккумулировать возможности различных поисковых подразделений. Это значительно увеличит шанс на спасение людей".

Во-вторых, как отметил парламентарий, у спасателей станет совершеннее "оптика", которая позволит ориентироваться даже на труднопроходимой местности и при плохих погодных условиях. Например, когда речь идет о расширении функционала Росавиации и Роскосмоса, спасатели смогут активнее задействовать современные и более надежные функциональные технические решения - российские системы спутниковой навигации, беспилотники с тепловизорами и так далее.

"Уже сегодня Росавиация помогает воздушным судам в случае сбоя или глушения сигнала GPS - подхватывает ГЛОНАСС, - рассказал "Парламентской газете" Анатолий Выборный. - Как показывает опыт, спасателям крайне важно оперативно получать данные разведки и мониторинга для определения границ поиска и координат места бедствия. Наличие приемника, который "видит" российские спутники, позволяет определять местоположение объекта с точностью до 3-10 метров. В-третьих, будет накапливаться практика такого взаимодействия. Значит, спустя какое-то время появятся новые стандарты, единые подходы и алгоритмы совместного поиска и спасения. Уже сейчас Россия накопила самый передовой опыт в этой сфере, что позволяет помогать другим странам в сложнейших спасательных операциях".

В режиме готовности

Руководители организаций, подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации), авиационные предприятия, государственная и экспериментальная авиация, которым в любую секунду может поступить сигнал SOS, предварительно должны подтвердить свою готовность прийти на помощь. Например:
  • обеспечить дежурство органов управления полетами, поисково-спасательных воздушных судов, спасательных парашютно-десантных групп и наземных поисково-спасательных команд,
  • наличие аварийно-спасательного имущества и снаряжения,
  • на воздушных судах - средства для спасания и жизнеобеспечения экипажей.
Спасательные операции организуют по зонам авиационно-космического поиска, границы которых совпадают с территориями Единой системы организации воздушного движения в России. Алгоритм действий закрепят в инструкции, утвержденной подразделением Росавиации по согласованию с командованием соответствующего объединения военно-воздушных сил и противовоздушной обороны. В частности, информацию о попавших в беду воздушных или морских судах будет аккумулировать авиационный координационный центр.

Если случилась беда

Авторы проекта перечислили ситуации, когда следует начинать поисково-спасательные работы. Поводы для оперативной реакции:
  • сигнал бедствия с борта воздушного судна,
  • доклад от экипажа воздушного судна, наблюдавшего несчастье,
  • сообщение о судах в небе и на воде, людях в море, попавших в нештатную ситуацию, от очевидцев, правоохранителей или местных властей,
  • воздушное судно не прибыло в пункт назначения через десять минут после расчетного времени и радиосвязь с ним отсутствует более пяти минут. Правда, это не относится к полетам, выполняемым в уведомительном порядке использования воздушного пространства,
  • самолет получил разрешение на посадку, но не сел в расчетное время, а радиосвязь с ним потеряна,
  • пропала радиосвязь с экипажем самолета, а также само судно на экране слежения или связи с ним нет дольше пяти минут, если радиолокационного контроля не было,
  • проводится спуск аппарата с орбиты искусственного спутника Земли или спуск при аварии ракеты-носителя.
Под контролем от и до

За спасение попавших в беду жизней отвечает руководитель территориального подразделения Росавиации, а если идут контртеррористические операции и военные действия - командующий объединением военно-воздушных сил и противовоздушной обороны соответствующего военного округа. Если же события развиваются в двух и более зонах - Главный авиационный координационный центр поиска и спасания.

Работы считаются начатыми с вылета или выхода дежурных сил и средств либо с команды перенацеливания на поиск находящимся в полете воздушным судам. Операция завершается после эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром или в населенный пункт, либо когда подтвердили гибель экипажа и пассажиров самолета, либо после доставки спускаемого аппарата и его экипажа на аэродром. При ЧП на воде - когда решают прекратить поиск людей, если усилия не дали результатов.

Автор: Инесса Фотева
Авторские права на данный материал принадлежат «Парламентская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка