Известия
16 апреля 2024, 08:03
Сражен "Булатом": ИИ поможет обнаружить вражеские беспилотники
Разработчики усовершенствовали детектор дронов, широко используемый в зоне СВО
Внедрение ИИ в военные устройства
Дрон-детектор "Булат" четвертой версии с искусственным интеллектом запустят в серийное производство к концу мая. Об этом "Известиям" рассказал директор по развитию команды 3mx Сергей Шандобыло.
Встроенный ИИ может отличать сигналы БПЛА от беспроводных сетей - WiFi-роутеров, Bluetooth-устройств, станций сотовой связи - даже в случае наложения их сигналов друг на друга в определенной полосе частот. Он также способен определять дроны с передатчиками низкой мощности, сигналы которых трудноразличимы на фоне помех в эфире.
- Сначала мы вручную сделали несколько экземпляров, условно, спаяли на коленке все компоненты на самодельной плате, - отметил он. - Затем проверили, работает устройство или нет. Прошли испытания, и по их результатам Министерство обороны рекомендовало "Булат" v.4 к закупке. Поэтому мы запускаем его в серию. И сейчас уже на заводском станке будут наноситься компоненты на плату.
Испытания проходили как в измерительных лабораториях команды 3mx, так и на полигонах.
- Разработанный нашей командой искусственный интеллект уже обучен сканированию более чем 150 уникальных сигнатур различных типов беспилотников, - подчеркнул Сергей Шандобыло.
Четвертая версия детектора охватывает широкий диапазон частот: от 300 до 6200 МГц.
Дополнительные удобства
В комплект к "Булату" команда 3mx создала устройство индивидуального оповещения "Таир", которое также выйдет в серию в конце мая. Оно выполнено в виде наручных смарт-часов, автоматически подключается по беспроводной связи Bluetooth Low Energy и работает на дистанции до 30 м от детектора.
При обнаружении беспилотника "Булат" v.4 отправляет все данные на дисплей "Таира". В результате на экране часов отображаются тип или марка дрона, его частота и время последней детекции. "Таир" может отображать информацию со всех "Булатов" v.4 или только с привязанного детектора.
Устройство также оповещает об обнаружении дрона вибросигналом.
Преимущества искусственного интеллекта
Сейчас идет очень серьезное технологическое соревнование между Россией и коллективным Западом, включающее в себя разработку военной продукции с использованием ИИ, рассказал "Известиям" исполнительный директор научно-технического центра мониторинга окружающей среды и экологии МФТИ, доктор физико-математических наук Александр Родин.
- Искусственный интеллект - это не панацея от FPV-дронов, но это необходимая технология, - объяснил он. - Мы уже научились реализовывать ее на довольно простой и дешевой электронике, поэтому препятствий масштабированию и массовому распространению на сегодняшний день просто нет. Однако именно в создании дрон-детекторов с ИИ у противника опыта больше. ВСУ используют мобильный телефон, кладут его в скворечник, чтобы защитить от дождя, и вешают на дерево. Сейчас вся территория Украина утыкана ими. Как только их дрон-детектор слышит звук нашей "Герани", он передает это дальше в единую систему, которая определяет траекторию.
При этом, по словам Александра Родина, наши инженеры опережают противника в применении ИИ в FPV-дронах.
Особенность искусственного интеллекта - в его самообучении. То есть обстановка меняется, появляются новые нюансы в сигналах, и он учится выделять эти вещи среди общего информационного шума, пояснил военный эксперт Дмитрий Корнев.
- Видя что-то непонятное несколько раз, ИИ с помощью оператора, который говорит: "Да, это проблема", может постепенно научиться понимать, что такого рода аномалии - это новый дрон, - уточнил он. - Это важно, потому что ручная работа такого рода трудозатратна. Но учить этому, допустим, компьютеры 1980-х, 1990-х, 2000-х невозможно, потому что им надо четко и ясно описать правила. А искусственному интеллекту надо описать некий общий алгоритм, и дальше он, накапливая опыт, начинает учиться сам.
Предыдущие версии
"Булат" был создан в 2023 году. От идеи до выпуска первого серийного образца прошло два месяца - один месяц шла разработка, еще один команда выводила его в серийное производство. И все версии пользовались спросом на передовой, подчеркнул Сергей Шандобыло.
- Как только мы выпустили третью версию "Булата", вторую мы сняли с производства. К третьей версии производим сейчас дополнительный модуль. Он помогает прибору увеличить спектр обнаруживаемых беспилотников, - объяснил он.
При обнаружении БПЛА устройство оповещает пользователя вибрацией и световой индикацией. Модуль передает сведения всем устройствам "Булат", которые находятся в пределах 30 м от него.
Дрон-детектор работает в пассивном режиме, сканируя радиочастотный спектр на 360 градусов, без излучения в эфир. Реагирует только на БПЛА, исключая ложные срабатывания на иные источники сигнала. Обнаруживает их на расстоянии до 1,5 км.
Взломали, изучили, создали
В команду 3mx входят инженеры с многолетним опытом в радиоэлектронике, связи, разработке и производстве устройств и датчиков различной сложности. Сосредоточившись на нескольких направлениях, они пытаются удовлетворить потребности наших бойцов в обнаружении и обезвреживание БПЛА.
- С начала СВО мы анализировали рынок, изучая, что есть на текущий момент, как справляются эти средства. Узнали, что есть устройства наших производителей, но они зачастую дорогие и мелкосерийные. Из-за этого простой боец на передовой, которому хочется защитить себя, потратив свои собственные сбережения, не может этого сделать. Либо не хватает денег, либо ему просто не продают из-за поставок только в Министерство обороны, - рассказал директор по развитию.
Команда 3mx начала закупать иностранные аналоги, изучать их, вскрывать, взламывать. А уже на основе полученных знаний приступили к производству собственного оборудования. По словам Сергея Шандобыло, первоначально делали антидроновые ружья в промышленном количестве, сейчас несколько тысяч "Айрат-100" работает на передовой, далее разработали детектор дронов "Булат", первую версию начали поставлять более года назад.
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы