О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Таганрогу - о становлении гражданской авиации на Дону

В преддверии Международного дня гражданской авиации, установленного ООН и отмечаемого во всем мире 7 декабря, нам посчастливилось взять интервью у Евгения Маринца - советника Межгосударственного авиационного комитета, пилота-инструктора, экс-командира самолета Ту-154 Ростовского ОАО, пилота самолетов Boing 737 и Airbus 319. Мы с радостью поведаем нашему читателю о собранной по крупицам хронике становления авиации на Дону, о первом авиарейсе из Ростова, о восьмиместном пассажирском самолете и о многом-многом другом… И все это богатое наследие - из уст профессионала, летчика и пилота Евгения Маринца.

Евгений Маринец родился и долгое время жил в Таганроге, наш земляк.

Вопрос: Евгений Викторович, что для Вас слово "летчик"? С чем оно ассоциируется?

Ответ: Небо, скорость, высота… Пожалуй, именно эти образы возникают в голове. А еще знания, подготовка, опыт, традиции и преемственность… Летчики - это особые люди. Очень многие мечтают летать и часто представляют себя за штурвалом самолета. Многие из тех, кто выбрал профессию пилота, мечтали о небе еще в детстве. Их отцы и деды также были летчиками, поэтому в авиации они не случайные люди. Профессия имеет свою особую романтику, но, кроме этого, это еще и возможность увидеть разные места на земле: от грандиозных горных массивов и песчаных пустынь до северного ледовитого океана.

Вопрос: Мы знаем, что Вы с коллегами хотите воссоздать хронику Ростовского Объединенного Авиационного Отряда и авиакомпании ДОНАВИА. Как зародилась эта идея?

Ответ: Совершенно верно. И эту хронику мы уже собрали и планируем изложить в книге "Из Хроники РОАО и ДОНАВИА", которая будет издана к 100-летию Гражданской Авиации на Дону. А зародилась эта идея весьма прозаично: разбирая свои личные архивы, ветераны Ростовского Объединенного Авиационного Отряда (РОАО) и авиакомпании ДОНАВИА несколько лет тому назад поняли, что время уходит, официальные архивы закрыты или уничтожены, документов практически нет, а о том, что происходило в авиации в XX веке практически ничего не пишут, и даже уже стали забывать. Чтобы как-то поправить эту ситуацию, мы и решили собрать всю возможную информацию и документы об истории развитии донской авиации.

Вопрос: А как же интернет-ресурсы? В наши то дни из них можно получить любую информацию! Или это не так?

Ответ: Разумеется, это ошибочное мнение. Некоторые действительно полагают, что хроника становления авиации на Дону - это информация, лежащая на поверхности и находящаяся в свободном доступе - открыл Интернет и все узнал. Но, как выяснилось, даже всемогущий Интернет многое не знает. Да и откуда он может знать, если за последние 100 лет про авиацию писали вроде бы все, и писали ни о чем. Описывались десятки самолетов, сотни пилотов, героические судьбы и самоотверженный труд. А элементарной хроники, каждодневной дневниковой записи событий, описания отношений между людьми, практически не было, а ведь каждый полет, каждый без исключения, это не просто перемещение в пространстве, это сложный и ответственный труд, главная задача которого - обеспечение безопасности полетов. А летчик, в первую очередь - это человек, личность, глава семьи, специалист, который постоянно учится и познает.

К сожалению, большинство имен просто забыты, и уже неизвестно, как ситуация в государстве влияла на гражданскую авиацию, и как деятельность авиационного сообщества влияла на социум Дона и страны.

Вопрос: Тогда расскажите нам, пожалуйста, из каких источников можно почерпнуть информацию о становлении авиации на Дону?

Ответ: Существуют всего три таких доступных первоисточника.

Первый - это журнал Донская волна, №30 от 29 августа 1919 года.

Именно в этом номере журнала "Донская волна" была опубликована первая информация об авиации и летчиках на Дону, статьи и фотографии, а также стихотворение о донских офицерах, военных летчиках.

Второй источник - это электронная версия рукописи военного летчика, первого организатора авиации на Дону, полковника Баранова В.Г. Рукопись, которая более 80 лет пролежала в архивах во Франции, до сих пор не издана. Совместно с Институтом истории и МО ЮФУ и Донской Государственной Публичной библиотекой мы планируем организовать в 2024 году издание книги по данной рукописи. Последняя рукописная отметка в ней была сделана рукой жены полковника Баранова В.Г., его друга и единомышленника, Екатериной Дьяковой в августе 1923 года.

Третий источник - книга В.М. Томича "Русские воздушные силы. Материалы истории". Валерий Томич - историк авиации, русский американец, собрал много документов от офицеров русского императорского военно-воздушного флота. Одних только биографических справок было получено и найдено около 5700. И хотя архивных материалов, переданных Томичем Дому русского зарубежья, хватит на несколько книг по истории авиации, пока опубликована только одна книга в 2022 году. Второй такой книги по объему информации в мире нет от слова "совсем".

Вопрос: Спасибо. Так, а с чего все-таки началась история гражданской авиации на Дону?

Ответ: Первое сообщество авиационных специалистов на Дону появилось в 1917 году, в Новочеркасске. В обществе было зарегистрировано 19 военных летчиков, находившихся в то время на Дону.

Инициатива создания на юге боеспособного сильного воздушного флота принадлежит военному летчику, полковнику Императорского военно-воздушного флота Российской империи Вячеславу Григорьевичу Баранову, который в годы гражданской войны был начальником авиации Донской армии.

Именно благодаря ему в те годы был реализован столь смелый план как эвакуация авиационного имущества с Украины, оккупированной немцами, на Дон, где впоследствии были созданы Донские авиационные дивизионы и Донской авиационный парк. В своей книге воспоминаний он написал о самоотверженных перелетах летчиков Белой армии к восставшим казакам Верхне-Донской области и подчеркнул, что именно "донские летчики предвосхитили появление в отечественной авиации нового вида воздушных войск - транспортной военной авиации". Так что можно сказать, что авиация зародилась на Дону еще в 1918-1922 годах.

Вопрос: Когда появились первые гражданские самолеты и авиаструктуры в Ростове-на-Дону?

Ответ: В 1925 году. Не сразу конечно, но именно в 1925 году в Ростове-на-Дону появились структуры гражданского воздушного флота (гражданской авиации), которые обустроились на земле (аэродром, сооружения, коммуникации, дороги), и была открыта Воздушная Станция Ростов-на-Дону. Для этих целей в поле, за линией Владикавказской железной дороги на север, за дачными поселками, был выделен участок земли площадью 120 десятин (впоследствии эта территория стала испытательным аэродромом "Роствертол"). Аэродром оборудовали авиазнаками, построили дом для коменданта и обслуживающего персонала, хранилище для керосина, проложили шоссе, соединившее аэродром с городом.

Штат аэродрома состоял из авиатехника, уборщика самолетов и рабочего, который помогал при обслуживании самолетов, подвозил бензин с нефтебазы на своей лошади. Верхом технической оснащенности была бензозаправочная вышка. На высоте 7-8 метров на ней была устроена деревянная площадка, на которой водружались три бочки емкостью по 400 литров (их наполняли вручную), что обеспечивало дозаправку 2-3 самолетов.

Считается, что именно 15 июня 1925 года, ровно в 6 утра, с этого аэродрома на восьмиместном цельнометаллическом пассажирском самолете "Дорнье-Комет-3" германского производства был выполнен первый прямой пассажирский рейс по маршруту Ростов - Харьков - Орел - Москва.

Документальное подтверждение данного факта найдено историком - автором книг и статей по истории Гражданской авиации на Юге России Лазуревской Юлией Андреевной.

Вопрос: Интересно! И какие они были - эти пассажирские самолеты?

Ответ: Это были небольшие самолеты, рассчитанные на восемь пассажиров. Они имели кабину для двух летчиков и багажное отделение. Кабинки были комфортабельно обставлены. В них имелись мягкие кресла, столики для еды и книг, бесшумные вентиляторы, электрическое освещение. За первые три месяца работы было перевезено 80 пассажиров. Цифра небольшая, но по тем временам это был серьезный успех. Со временем воздушная трасса расширялась, увеличивалось и количество совершаемых рейсов. Уже в 1926 году через столицу Дона прошла важная авиамагистраль Москва - Ростов - Тифлис.

Кстати, первыми гражданскими летчиками на Дону, скорее всего, были бывшие военные летчики и военные технические специалисты.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, а как проявили себя донские летчики во время Великой Отечественной войны?

Ответ: Это отдельная и очень большая страница в истории. Донские авиаторы в числе первых встали на защиту Родины. Многие фронтовые части и полки гражданской авиации были преобразованы в гвардейские.

В мае 1944 года был создан Северо-Кавказский отдельный авиаотряд Гражданского воздушного флота, базировавшийся в аэропорту Ростова-на-Дону. Перед авиаотрядом стояла задача как можно скорее наладить разрушенное за годы войны авиатранспортное сообщение. И летчики справились с этой задачей. Из Ростова-на-Дону на самолетах Ли-2 пассажиры отправлялись в Москву, Свердловск (Екатеринбург), Симферополь, Астрахань. Можно сказать, что именно из военных авиационных структур выросла гражданская авиация Дона последней четверти ХХ века.

Об этом мало кто знает, но с 1943 года гражданские авиационные структуры (ГВФ, Аэрофлот) практически являлись структурными подразделениями ВВС СССР, и управлялись военными пилотами. Это постановление отменили только в 1992 году.

Вопрос: Что произошло в 1992 году?

Ответ: Если в двух словах, то Ростовский Объединенный Авиаотряд (РОАО), который эксплуатировал тогда около 60 самолетов пяти типов и имел более 4100 человек личного состава, в соответствии с решением Правительства РФ был реорганизован в акционерную авиакомпанию "ДОНАВИА", акционерное общество "Аэропорт Ростов-на-Дону" и в несколько государственных структур. Но увы, это оказалось блефом. "Красиво было на бумаге, но забыли про овраги".

Вопрос: Спасибо Вам, Евгений Викторович, за содержательный и интересный рассказ. И за трепетную любовь к своему делу.

Ответ: Спасибо за то, что пригласили. Понимаете, когда изучаешь данную тему и держишь в руках подобные книги, начинаешь понимать, что Гражданская Авиация создавалась и существовала только при наличии образованных и квалифицированных, самоотверженных и бесстрашных специалистах авиационного дела - кадры решали все, что самый главный и самый первый показатель деятельности Гражданской Авиации - это безопасность полетов, что в последнюю четверть XX века Гражданская Авиация Дона была одной из самых безопасных в СССР… Знаете, а это о многом говорит.

Мы благодарим Евгения Викторовича за интересный и содержательный рассказ и за уникальную возможность спустя сотню лет прикоснуться к истокам становления гражданской авиации на Дону.

Автор: Ирина Кузнецова
Авторские права на данный материал принадлежат «Блокнот Таганрог». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка