О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Так начинался завод

Тревожной была обстановка на дальневосточных рубежах страны в 1920-30-е годы. Для решения важнейших проблем укрепления безопасности Дальнего Востока была создана правительственная комиссия под председательством заместителя наркома обороны Я.Б. Гамарника. В состав комиссии вошли: командующий Особой Краснознаменной Дальневосточной армией В.К. Блюхер, начальник военно-морских сил Р.А. Муклевич, начальник штаба Краснознаменного Балтийского флота И.С. Исаков

Разработанный план предусматривал восстановление Тихоокеанского флота и Амурской речной флотилии, снабженных надводными и подводными кораблями. Предусматривалось также создание соединений военно-воздушных сил, имеющих в своем составе современные боевые самолеты. Большое значение в выводах комиссии придавалось созданию на Дальнем Востоке промышленной базы, призванной обеспечить поставки военной техники авиационным и морским соединениям. Так обосновали необходимость строительства в Приамурье судостроительного и авиационного заводов и на их базе нового промышленного города.

1 февраля 1932 года после осмотра местности у нанайского стойбища Дземги, расположенного в 8 км ниже по Амуру от с. Пермского, была выбрана строительная площадка для авиационного завода.

17 февраля решение о выборе площадки для самолетостроительного завода подтвердил командующий ОКДВА В.К.Блюхер.

25 февраля 1932 года начальник Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома СССР П.И. Баранов подписал приказ № 5/128с о присвоении проектируемому заводу № 126.

1 марта 1932 года начальником строительства авиационного завода по рекомендации правительственной комиссии назначен Константин Романович Золотарев, находившийся в кадрах Красной армии в качестве начальника и военкома 14-й школы подготовки летчиков.

Первые впечатления К.Р. Золотарева о строительной площадке: "Лично мне удалось обследовать площадку в районе села Дземги (Джонко) лишь 10 мая. Участок представлял собой таежное болото (многолетние наслоения мха, листвы, хвои на торфовидном или глинистом основании)… Весь, безусловно, участок требует для осушки серьезных дренажей. Сравнительно ровная площадка для сухопутного аэродрома диаметром около 1500 метров - также болото… Почти  весь участок покрыт мелким и довольно редким лесом (береза, лиственница) и кустарником".

В мае 1932 года у села Пермского с пароходов "Рыбак", "Колумб", Капитан Карпенко", "Коминтерн" и баржи "Клара Цеткин" на берег Амура последовательно высаживались первые строители авиазавода.

Их главной заботой стало обустройство жилья. По воспоминаниям К.А. Коршунова, в начальный период первостроители столкнулись с трудностями, которых при более тщательной подготовке можно было избежать. Строительными специальностями владела очень небольшая часть прибывших. Катастрофически не хватало инструмента: продольных и поперечных пил, топоров, лопат, кирок. Не было гвоздей.

В качестве жилья решили строить бараки упрощенной конструкции - три дня на барак. В землю забивали столбы - опоры, а стены делали из плетеной лозы, с двух сторон обмазывая глиной. Поскольку для крыш кровли не было, решили и крыши делать из лозы…

Практически в таких же условиях возле села Пермского началось строительство судостроительного завода и города. К декабрю 1932 года в городе, который еще не имел названия, проживало более шести тысяч человек.

24 июля 1932 года первостроители завода № 126 получили первый выходной день, а полуторатысячный отряд комсомольцев организовал свою первую конференцию.

Итоги 1932 года оказались неутешительными. Еще в сентябре на заседании Далькрайкома были заслушаны доклады руководителя инспекторской комиссии Наркомтяжпрома СССР Охотникова и начальника стройки завода № 126 К.Р. Золотарева. И принято постановление, в котором отмечалось, что состояние строительства не обеспечивает пуск завода в установленный срок - 1 января 1933 года.

После неудачного начала строительства, когда осенью 1932 года труд, вложенный коллективом стройки, был почти полностью уничтожен наводнением, пришлось пересмотреть проект и выбрать новую площадку, удаленную от берега на 4,5 километра. На подготовку строительства на новом месте было затрачено больше года.

Зима 1932-33 года оказалась крайне тяжелой.

Несмотря на нечеловеческие трудности, мужественные люди не дали умереть стройке. На отвоеванных у тайги и болот площадках на берегу Амура строились подсобные предприятия, мастерские. Временная электростанция давала ток.

10 декабря 1932 года Президиум ВЦИК постановил: "Селение Пермское Нижне-Тамбовского района Дальневосточного края преобразовать в город, присвоив ему наименование Комсомольск-на-Амуре".

Тем не менее ситуация в новом городе оставалась крайне тяжелой.

С.И. Файвишевский в исследовании "Так начинался авиационный завод", опубликованном в "Дальневосточном комсомольце", приводит записи из дневника оперуполномоченного ОГПУ Н.С. Власова, датируемые мартом 1933 года: "Настроение в коллективе авиастроителей подавленное. Свирепствует цинга. Люди опухают, слепнут… Вереницы грузовиков с прикрытым брезентом кузовом по ледовой дороге везут больных на лечение в Хабаровск. В Комсомольске больных сотни, лечить и некому, и негде, и нечем. …Везти больных в тридцатиградусный мороз в открытом кузове пять-шесть дней! Нет, - подумал я, не довезут".

Из воспоминаний первостроителя Анатолия Петровича Дьяконова "Мне особенно запомнилось совещание в рубленом доме на берегу Амура, в кабинете начальника строительства, которое проходило в ноябре или декабре 1932 года. Тема совещания - "Как бороться с цингой и как ее лечить?" по докладам врачей, работавших на Дземгах, и врачей из Пермского (Дальпромстрой). Медики предлагали стройку законсервировать, а комсомольцев немедленно эвакуировать. Константин Романович резко выступил против этих предложений, так как доказывал всем и в Москве, и в краевых организациях Хабаровска, что в 1933 на Дземгах надо вести подготовку к освоению новой площадки промышленного строительства, а также убеждал, что надо срочно строить казармы для красноармейцев-строителей, поскольку в это время решался вопрос о направление на строительство шести военно-строительных батальонов  в количестве 6000 человек. Строительство завода № 126 в последующие годы подтвердило, что К. Р. Золотарев был во многом прав, настаивая, что именно 1933 год должен стать годом начала освоения новой площадки. Так с его легкой руки мы и стали называть территорию, на которой был построен наш завод".

Летом 1933 года из Амурской области в Комсомольск хлынула волна переселенцев, в том числе вербованных крестьян, порядка шести - семи тысяч. Недалеко от завода вырос поселок Промпереселенцев, так и обозначенный на карте города. Сейчас это поселок Победа.

В конце декабря 1933 года из Хабаровска в Комсомольск вышли в легендарный переход по льду Амура шесть тысяч подготовленных и хорошо экипированных военных строителей. В город была направлена первая бригада особого строительного корпуса, задачей которого было строительство не только основных заводов, но и возведение жилья, социально-бытовых объектов и городской инфраструктуры. Один батальон - 30-й - выделили для строительства самолетостроительного завода и жилого поселка рядом.

Из воспоминаний первостроителя Кирилла Степановича Гусева:

"В 1933 году, когда была пущена первая лесопилка, строительство заметно оживилось, и, естественно, возник вопрос: чем же крыть строящиеся здания? Ведь полагаться приходилось только на подручные материалы.

И тогда Виктор Турыкин, в бригаде которого я работал, предложил делать финскую стружку. И снова вопрос: чем? Ни станков, ни ножей нет.

Ум - хорошо, а два - лучше. Постепенно из разрозненных мыслей членов бригады рождалась одна работоспособная система из бегуна с врезанным в него стальным зубом и верстаком под чурбаки.

Было изготовлено две таких примитивных машины. Они понравились прорабу первого участка С.Г. Копылову, и наша бригада из одиннадцати человек приступила к этой работе. Мы взяли обязательство полностью обеспечить временные бараки и склады нашей кровлей, работали, не считаясь со временем, и с этим заданием справились досрочно".

Было выбрано новое место для строительства, в 4,5 километрах от прежнего. Новую площадку осваивали в ускоренном темпе. Уже к 1934 году были сданы две скважины, построены насосная и водонапорная башня, уложены 3,5 километров труб водопровода.

18 июля 1934 года был заложен первый камень в фундамент главного механического корпуса завода № 126.
Авторские права на данный материал принадлежат «КнААЗ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка