О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Татарстан и Ту-214 проиграли небо Мантурову

У Ту-214 все меньше шансов стать отечественным аналогом Boeing и Airbus

На Петербургском международном экономическом форуме сенсационная новость для гражданской авиации. Гендиректор "Аэрофлота" Сергей Александровский сообщил, что компания планирует отказаться от покупки самолетов Ту-214, производимых Казанским авиационным заводом имени С.П. Горбунова. Вместо МС-21, SJ 100 и Ту-214 компания хочет приобрести 339 МС-21.

В столице Татарстана Ту-214, разработанный в ОКБ А.Н. Туполева под руководством главного конструктора Ю.В. Воробьева на базе Ту-204, производится с 2000 года. Первый полет с пассажирами лайнер совершил в 2001 году, вмещает машина до 210 человек. В 2010-х годах "Аэрофлот" отказался от эксплуатации машины казанского авиазавода. Самолет не выдержал конкуренции с Boeing и Airbus, ограничений по приобретению которых тогда еще не было.

После начала СВО и введения экономических санкций в крупнейшей российской авиакомпании, казалось, вернулись к идее закупать казанские "тушки". В 2022 году Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), куда входит и казанский завод имени С.П. Горбунова, подписал соглашение с "Аэрофлотом" о намерении авиакомпании приобрести 339 самолетов отечественного производства. Планировалось, что крупнейшая авиакомпания страны с 2023 по 2030 год получит в лизинг 210 самолетов МС-21, 89 самолетов SSJ-NEW и 40 Ту-214.

"Государство будет субсидировать закупку импортозамещенных версий воздушных судов, зафиксировав поставочную цену для авиакомпаний, чтобы наши перевозчики не испытывали дополнительной финансовой нагрузки", - заявил на церемонии подписания Денис Мантуров, возглавлявший в то время Минпромторг.

Экс-министр транспорта Виталий Савельев предрекал машине казанского авиазавода большое будущее - сообщалось, многие перевозчики рассматривают его в качестве одной из базовых моделей авиапарка. А премьер-министр России Михаил Мишустин, приехав год назад на казанский авиазавод, сообщил, что на производство Ту-214 выделили 41,8 миллиарда рублей, причем из Фонда национального благосостояния.

Не помогла даже реклама от Путина

Сообщалось, что в 2023 году "Аэрофлот" просил ОАК (куда входит и казанский авиазавод) внести 99 изменений в салон Ту-214. Среди них - увеличение объема багажных полок, установка под спинкой опускающейся подножки для пассажира на местах бизнес-класса, изменение спасательного оборудования. Также у лайнеров для "Аэрофлота" максимальная вместимость должна была составлять 175 кресел с 12 местами бизнес-класса.

"Самолет Ту-214 полностью состоит из отечественных комплектующих, оснащен отечественными серийными двигателями ПС-90А", - рассказывал о технических характеристиках самолета исполнительный директор госкорпорации "Ростех" Олег Евтушенко.

Также гендиректор "Аэрофлота" Александровский говорил, что авиакомпании нужны только Ту-214 с экипажем из двух человек. При этом в изначальной конструкции самолетом управлял экипаж из трех человек - два пилота и бортинженер. Глава авиакомпании признавал, что уменьшение численности экипажа самолета вызовет трудности, но для перевозчика это критически важное требование, ведь наличие бортинженера - это дополнительные расходы.

Уже на стадии производства руководитель "Аэрофлота" намекал, что использование Ту-214 носит скорее временный характер. МС-21 - машина новая, поэтому закупка самолета производства казанского авиазавода позволит спокойно доработать новый борт до нужных кондиций. К тому же, как отмечал Александровский, хоть поставка первых Ту-214 и запланирована на 2024 год, но в компании не уверены, что к этому времени машины смогут переработать под их требования.

Также напомним, что в 2022 году ОАК и "Аэрофлот" подписали не полноценный контракт, а лишь соглашение о намерениях. А в 2023 году президент России Владимир Путин даже публично раскритиковал Мантурова за то, что авиазаводы не обеспечены заказами.

"У вас сверстано, но контрактов нет. Сейчас закончим совещание, чего мы тут с вами пикироваться будем? Я знаю, что контрактов нет на предприятиях, мне директора сказали. Ну чего вы в самом деле дурака-то валяете?" - выражал недовольство глава государства.

Примечательно, что еще в мае глава Ростеха Сергей Чемезов сообщал, что госкорпорация и "Аэрофлот" заключили твердый контракт на поставку 11 самолетов Ту-214. Но спустя месяц глава авиакомпании Александровский анонсировал отказ от закупки "тушек".

Глава государства сам летает на Ту-214 - эти лайнеры входят в президентский специальный летный отряд "Россия". И в Казань в феврале этого года прилетел на татарстанской "тушке". Казалось бы, такая реклама точно обеспечит самолету место в парке "Аэрофлота".

Татарстан верит в Ту-214

Говорить, что производство Ту-214 на казанском авиазаводе после демарша крупнейшего перевозчика страны заглохнет, преждевременно. Так, лайнеры данной модели закупает татарстанская авиакомпания "ЮВТ Аэро". В 2025 году в парк компании поступят два самолета авиазавода столицы Татарстана.

- В Казани производят прекрасный Ту-214. Лайнеры эти будут летать на дальние расстояния, до шести тысяч километров - в Москву, Петербург, Ташкент, Сибирь, на Дальний Восток, в Турцию и ОАЭ, - рассказывал в интервью "Вечерней Казани" гендиректор "ЮВТ Аэро" Петр Трубаев.

В ответ на запрос издания в татарстанской авиакомпании отметили, что не намерены отказываться от эксплуатации Ту-214, несмотря на решение "Аэрофлота". Также "ЮВТ Аэро" прорабатывает идею объединения в единую систему работы региональных (лайнеры CRJ 200) и среднемагистральных (Ту-214) самолетов. По задумке, 50-местные Bombardier CRJ 200 подвозили бы в столицу Татарстана пассажиров из близлежащих регионов, а из казанского аэропорта их бы увозили казанские "тушки" на дальние направления.

Лайнеры МС-21, которые для "Аэрофлота" оказались предпочтительнее казанских самолетов, соответствуют требованиям авиакомпании об экипаже в два пилота. Вместимость машины, производимой на иркутском авиазаводе, составляет от 163 до 211 пассажиров, поступить в авиакомпании машина должна в 2025 году. Лоббистом производства и использования этого самолета называли бывшего главу Минпромторга, а ныне первого вице-премьера Мантурова. И пока выходит так, что перевозить пассажиров "Аэрофлота" будет только "мантуровский" МС-21, а не татарстанские Ту-214.
Авторские права на данный материал принадлежат «Вечерняя Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка