О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Тбилиси переориентируется на Пекин

Китайские компании построят международный аэропорт в Грузии

Китай продолжает наращивать свое влияние в Грузии, инвестируя в инфраструктурные проекты. Строительство морского порта Анаклия и, возможно, нового международного аэропорта в Вазиани - это не просто экономические инициативы, но и элементы сложной геополитической игры. Расположение нового аэропорта вблизи крупнейшей грузинской военной базы и тренировочного центра НАТО-Грузия вызывает вопросы о возможных последствиях для отношений с США и НАТО. Министерство обороны Грузии заверило, что строительство аэропорта не помешает работе военной базы.

Отношения между Грузией и Китаем в последнее время значительно активизировались. Товарооборот между странами достиг 2 млрд долл. Чрезвычайный и полномочный посол Китая в Грузии Чжоу Цзянь подчеркнул, что стратегическое партнерство между двумя странами достигло беспрецедентного уровня, и китайская сторона готова принять участие в проекте аэропорта в Вазиани. "Удачное географическое положение привлекает внимание множества китайских компаний. Если будет взаимное желание, китайская сторона готова принять участие в развитии проекта аэропорта в Вазиани", - сказал китайский дипломат.

Новый международный аэропорт стоимостью 1,26 млрд долл. рассчитан на обслуживание до 19 млн пассажиров в год. По словам министра экономики Левана Давиташвили, такой пассажиропоток ожидается к 2050 году.

Ряд грузинских экспертов, в том числе военный эксперт Иасе Зауташвили, выражают обеспокоенность планами Китая по поводу строительства нового аэропорта в Вазиани. Зауташвили опасается конфликта с турецкой компанией TAV Urban Georgia, управляющей тбилисским аэропортом, и угрозы для инвестиционного проекта. Контракт TAV с Грузией истекает в 2027 году, но, возможно, будет продлен. Он предусматривает, что в радиусе 150 км от аэропорта Тбилиси запрещено строить новые аэропорты.

Грузинская оппозиция опасается, что военную базу и учебный центр НАТО в Вазиани придется закрыть. Мамука Хазарадзе, бывший руководитель "Консорциума строительства Анаклия" и лидер партии "Лело", выразил глубокое беспокойство по поводу планов строительства нового аэропорта в Грузии. Он считает, что закрытие действующего военного аэропорта без предложения альтернативы фактически означает отказ от сотрудничества с НАТО, которое инвестировало значительные средства в развитие грузинской военной инфраструктуры.

Хазарадзе также критикует решение о привлечении Китая к строительству аэропорта, называя это геополитической ошибкой. По его мнению, передача стратегических объектов стране, являющейся союзником России, чревата серьезными последствиями. Он также выражает сомнения в надежности китайских компаний, ссылаясь на многолетние задержки строительства участка автобана на перевале Рикоти.

Хазарадзе считает, что проект нового аэропорта - это прежде всего коррупционная схема, направленная на обогащение властей, а не на развитие страны.

Минобороны Грузии заверило, что строительство аэропорта не помешает работе военной базы. "Вопрос строительства нового гражданского аэропорта на территории Вазиани обсуждался на заседании комитета по обороне и безопасности парламента Грузии с участием Министерства обороны", - заявили в ведомстве.

Грузия самостоятельно не в состоянии реализовать такие масштабные проекты, как глубоководный морской порт Анаклия, 49% акций которого принадлежит китайско-сингапурской компании, и строительство нового международного аэропорта. Поэтому Грузия предоставляет инвесторам комфортные условия, что отражено в докладе Госдепартамента США об инвестиционном климате за 2024 год.

В документе указывается, что Грузия извлекает выгоду "из международной торговли, туризма и транспорта". Транзит и логистика являются приоритетными отраслями, поскольку Грузия стремится воспользоваться преимуществами торгового коридора Ближний Восток - Запад после начала спецоперации в Украине в 2022 году. "Расширяющийся рынок Центральной Азии также привел к увеличению объемов перевозок по Срединному коридору, соединяющему Европу с рынком Центральной Азии, и может стать источником долгосрочного роста для Грузии, особенно за счет инвестиций в стратегическую инфраструктуру и региональное сотрудничество", - говорится в отчете. Как заметил китайский посол Чжоу Цзянь: "Грузия - одна из первых стран откликнулась на инициативу "Один пояс - один путь" за последние 10 лет. Поэтому Китай стал одним главных инвесторов Тбилиси".

По мнению экспертов, Грузия находится в поиске своего места во внешней политике, сталкиваясь с трудностями в развитии отношений с НАТО и ЕС. Недавние события, такие как отмена натовских военных учений в Грузии и принятие закона "О прозрачности внешнего влияния" (закон об иноагентах), осложнили ситуацию.

Между тем еще накануне указывалось, что грузинская армия достигла и во многом обошла многие страны НАТО по военным стандартам. Но вступление в НАТО в ближайшем будущем не предполагается из-за неурегулированного конфликта с Абхазией и Южной Осетией. Отношения с ЕС замедлились из-за закона об иноагентах, хотя грузинские власти утверждают, что к 2030 году страна будет полностью готова к вступлению в ЕС.

Тем не менее на фоне охлаждения отношений с ЕС 30 млн евро, предназначенных для помощи грузинской армии, будут перенаправлены на правительственные организации. Существуют надежды на перезагрузку отношений с США и ЕС в будущем году. Это связывают с возможной победой Дональда Трампа на выборах в США и завершением спецоперации в Украине. Поэтому Грузия переориентируется на Китай.

Грузинские власти утверждают, что они действуют правильно, балансируя между разными силами. Спикер парламента Шалва Папуашвили обмолвился, что ЕС должен быть благодарен Грузии за ее роль в транзитных перевозках из Азии в Европу. Грузия делает ставку на собственные и региональные интересы. Так, Туркмения, Азербайджан, Грузия и Румыния планируют подписать в 2024 году в Бухаресте четырехстороннее межправительственное соглашение о создании международного транспортного маршрута Каспийское море - Черное море. Также рассматривается совместный с Азербайджаном, Венгрией и Румынией проект по прокладке электрокабеля по дну Черного моря. Грузия также является прямым участником поставок азербайджанской нефти в ЕС. В этой ситуации Китай не мог остаться в стороне.

Бидзина Иванишвили, основатель правящей партии "Грузинская мечта", выразил благодарность Китаю за "особую поддержку Грузии".

Автор: Виктория Панфилова
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка