О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Тоска по штурвалу. Возродят ли в Смоленской области гражданскую авиацию

В конце прошлого года снова заговорили о том, что в городе наконец начнет работать аэропорт Смоленск-Северный. Мысль о переформатировании военного аэродрома под потребности гражданской авиации звучит давно, но этот "неподъемный" проект пока не осилил ни один из предыдущих смоленских губернаторов.

С Юга на Север

В советские годы смоляне, как жители и других городов страны, без проблем пользовались воздушным транспортом. Из аэропорта "Южный" выполняли регулярные рейсы в Москву, Ленинград, Киев, Воронеж, Саратов, Липецк и другие города. В начале 2000-х его перестали эксплуатировать, но уже через 10 лет взлетно-посадочные полосы снова заработали: аэропорт передали в ведение ДОСААФ. Он стал действовать как база для спортивной авиации и как посадочная площадка при проведении авиационных работ.

Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос об использовании аэродрома "Смоленск-Северный" для нужд гражданской авиации.

Еще 16 лет назад, в 2008-м, шли разговоры о необходимости восстановления аэропорта. Но событие, ставшее вехой в истории смоленской гражданской авиации, произошло только весной прошлого года. 1 мая 2023 года - впервые за 30 лет - на "Южном" приземлился Як-40, вылетевший из Москвы, из Внуково. Единственным пассажиром самолета, салон которого был оформлен по канонам бизнес-авиации, был владелец авиакомпании "Смоленские авиалинии" Ян Вишневский.

"В Смоленск прилетят еще три Як-40, - пообещал Вишневский. - Их возраст - больше 40 лет, но они в отличном состоянии. Планируем запустить рейсы в Санкт-Петербург, время в пути составит 1,5 часа".

"Ура! Поздравляем смолян с тем, что гражданская авиация начинает оживать! - отреагировали горожане. - Надеемся, заросли кустов расчистят и полеты станут регулярными!"

Однако создать современный гражданский аэропорт планируют на базе военного аэродрома "Северный". Для этого есть все условия: аэропорт I класса подходит для всех видов гражданской авиации, у него надежная взлетно-посадочная полоса длиной 2,7 км. Подведена и железнодорожная ветка. В последнее время на "Северном" изредка проводят авиашоу, одним из самых ярких стало шоу "Соколы России" в 2017 году.

Быть или не быть?

Многие сомневаются, что авиарейсы из Смоленска будут пользоваться высоким спросом. Смоляне уже привыкли летать альтернативными воздушными путями: из Брянска, Москвы, Минска или Витебска.

Тем не менее еще в 2011 году появились новости о возможной реконструкции "Северного" и о создании к 2013 году международного аэропорта. В 2012 году Минобороны передало аэродром региональным властям, а в 2014-м правительство РФ распорядилось передать его в ведение Минпромторга. Осенью прошлого года тогда еще врио губернатора Смоленской области Василий Анохин попросил Владимира Путина поддержать реконструкцию аэропорта.

"Требуется ремонт взлетно-посадочной полосы и строительство аэровокзального комплекса, - сообщил Анохин. - Областные власти уже нашли инвестора".

Идею подхватил вице-премьер Марат Хуснуллин.

"Полоса нормальная, вкладываться не надо, здание подстроят, - оценил он перспективу. - Немножко надо денег по инфраструктуре. Поэтому если чуть-чуть объем увеличить, добавить еще 1–1,5 млрд рублей, то, может быть, мы бы нашли механизм".

Владимир Путин поручил кабмину проработать этот вопрос с Минобороны и правительством Смоленской области. "Рассмотреть вопрос об использовании аэродрома "Смоленск-Северный" для нужд гражданской авиации", - сказано в поручении президента.

Так будет ли в городе гражданский аэропорт? Этот вопрос волнует сегодня всех смолян. В региональном министерстве транспорта и дорожного хозяйства сообщили: вопрос уже прорабатывается, в настоящее время готовят проектную документацию. А сотрудники авиазавода вышли с инициативой присвоить аэродрому "Северный" имя знаменитого воеводы Михаила Шеина, который в годы Смуты защищал Смоленск от поляков и литовцев.

"Северный" - военный аэродром со славной историей. Тут в разное время базировались разные авиадивизии и авиаполки, а также экспериментальная летно-испытательная станция Смоленского авиазавода. Самое громкое событие, связанное с аэродромом, - катастрофа 10 апреля 2010-го. Крушение потерпел самолет президента Польши, на борту были сам Лех Качиньский, первая леди и члены правительственной делегации, всего 96 человек - все погибли. Причиной аварии стали неверные действия экипажа в сложнейших метеоусловиях.

Автор: Снежана Вишневская
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка