Sputnik Кыргызстан
29 ноября 2023, 19:09
"Троянский конь" Франции - нужны ли Ташкенту и Астане истребители Rafale
Французская аэрокосмическая компания Dassault Aviation несколько месяцев активно изучает возможности поставок истребителей Rafale Узбекистану и Казахстану. Здесь нет противоречия с заявленной "энергетической" целью недавнего визита французского президента Эммануэля Макрона в Астану и Ташкент. После утраты африканских источников Франция остро заинтересована в поставках центральноазиатского урана. Казахстан и Узбекистан выбраны не случайно. Стремление Парижа предложить по бартеру свои истребители-бомбардировщики Rafale (которые ранее удалось продать ограниченными партиями Индии, Катару, Египту и Греции) вполне органично вписывается в стратегию повышения энергетической безопасности страны. Стоимость одного самолета Rafale, по разным данным, - от 85 миллионов до 124 миллионов долларов и даже 218 миллионов (для Индии). Подержанные стоят дешевле.
В Казахстане профильный холдинг "Казатомпром" разрабатывает 26 урановых месторождений, вероятные рудные запасы - около 313 тысяч тонн. Общие запасы урана в РК - более 906 тысяч тонн (15 процентов мировых). Больше только у Австралии (1 692 тысячи тонн - 28 процентов). По данным Всемирной ядерной ассоциации, Узбекистан обладает 2 процентами мировых запасов. Добыча урановой руды в стране быстро растет, целевой показатель на 2030 год - 7 100 тонн. Ташкент намерен расширить партнерство с французской урановой компанией Orano.
Французская экономическая газета La Tribune сообщила, что Узбекистан может купить до 24 истребителей Rafale. Вероятную сделку с Казахстаном издание назвало "более отдаленной перспективой", поскольку "географическая и даже политическая близость Астаны и Москвы не благоприятствует двойному источнику поставок с западным производителем самолетов". Минобороны РК опровергло информацию о поставках в страну французских истребителей. Однако турецкие беспилотники в Казахстан добрались: в мае 2022 года в Анкере был подписан меморандум о сотрудничестве, где обозначены планы запуска в республике линии сборки и техобслуживания ударных дронов Anka.
"Троянский конь" Макрона
Выгоды и преимущества приобретения французских истребителей странами Центральной Азии неочевидны. Многоцелевой Rafale - разработка 1986 года, однако совершенствование машины затянулось на два десятилетия. Истребитель-бомбардировщик приняли на вооружение французской армии только в 2006-м. Основные характеристики модернизированной версии Rafale позволяют сравнивать его с российскими истребителями Су-30СМ и Су-35С поколения 4++.
Двухдвигательный Rafale интересен конструктивными элементами из углепластика, кевлара и других композитов - до 20 процентов площади поверхности и 25 процентов массы. Максимальная скорость - 1 900 км/час. Практический потолок - 15 240 метров. Ударные задачи Rafale способен решать на удалении от базы в 1 760 километров, боевой радиус в роли истребителя-перехватчика - 1 090 километров. Полезная нагрузка - около 9 тонн; дальность обнаружения и поражения целей бортовым комплексом вооружения - до 150 километров (КР Storm Shadow - более 250). Ракетное оружие: "воздух – воздух" - AIM-9, AIM-132, AIM-120, MICA, "Мажик" II, MBDA Meteor; "воздух – поверхность" - "Апач", AM.39, AASM, Storm Shadow. Эпизоды боевого применения Rafale: 2007 год - Афганистан, 2011-й - Ливия, далее - отдельные удары по Сирии (во всех случаях - вне противодействия современных средств ПВО). Небоевые потери - пять истребителей в катастрофах 2007–2012 годов.
История продаж "гадкого утенка" неоднозначна. Французский истребитель впервые победил в индийском тендере 2012 года, однако за первые 36 машин Париж заломил цену в 7,87 миллиарда евро, то есть по 218,6 миллиона за один Rafale. На этом фоне интерес Нью-Дели к ВТС с Парижем заметно угас. Индия заказала и получила 36 истребителей Rafale, хотя изначально рассматривалась партия в 126 машин. Катар обсуждал поставку 72 французских истребителей, но подписал контракт на 24. Египет заказал такое же количество Rafale. Греция рассчитывает получить 18 машин. Для сравнения: ВВС Индии располагают 270 истребителями Су-30 МКИ российского и совместного производства.
Сверхманевренный многофункциональный истребитель Су-30СМ предназначен для уничтожения воздушных, наземных и надводных целей днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях применения противником активных и пассивных помех, при отсутствии поддержки наземных систем наведения и управления. Скорость - до 2 350 км/час. Практический потолок - 19 000 метров. Боевой радиус - 1 500 километров, боевая нагрузка - до 8 тонн. Комплекс вооружения позволяет обнаруживать и уничтожать противника на удалении до 400 километров - абсолютное превосходство русского оружия, которое весьма тревожит США и НАТО в Сирии и на украинском театре военных действий.
Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35 предназначен для завоевания господства в воздухе, уничтожения наземных и надводных объектов днем и ночью в простых и сложных погодных условиях на больших удалениях от аэродрома базирования и является переходным к авиационным комплексам пятого поколения. Скорость - до 2 700 км/час. Практический потолок - 18 000 метров. Боевой радиус - 1 500 километров, боевая нагрузка - до 8 тонн. Бортовые РЛС и комплекс вооружения позволяют обнаруживать, сопровождать до 34 воздушных целей и уничтожать их на удалении до 400 километров. Невероятное боевое могущество. Что касается стоимости этого шедевра российского ОПК, то первым зарубежным заказчиком Су-35С стал Китай, который приобрел 24 истребителя за 2,5 миллиарда долларов - 104 миллиона за единицу. Rafale нервно курит в стороне, уступая практически по всем параметрам.
Кроме очевидного боевого несовершенства французского истребителя из прошлого века, западный комплекс бортового вооружения требует длительного переучивания летчиков, переосмысления и перестройки тактики боевого применения и управления военно-воздушными силами стран Центральной Азии (де-факто - ползучая интеграция в НАТО). А если Западу не понравится внешнеполитический курс партнера по ВТС, предсказуемо последуют санкции, прекращение поставок боезапаса, отключение сервиса и спутниковой навигации Rafale. "Троянский конь" Макрона требует политической дальновидности и особой государственной мудрости.
Автор: Александр Хроленко
Авторские права на данный материал принадлежат «Sputnik Кыргызстан». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 26, 2024
Генеральным директором провайдера "Аэрофлот Техникс" станет Марат Терещенко
Ноябрь 27, 2024
Санавиация Ростеха спасла новорожденного с патологией сердца
Ноябрь 27, 2024
Документацию на реконструкцию ВПП-1 в "Рощино" выполнит "Аэропроект"
Ноябрь 27, 2024
Аэропорт Нижнекамск (Бегишево) получил сертификат соответствия аэродрома