О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ЦАГИ и НЦМУ "Сверхзвук" на XI международном симпозиуме "Безопасность космических полетов"

Создание высокоскоростного воздушного транспорта - перспективное направление работы ученых и инженеров, требующее аккумуляции новых идей и технологий. Эта тематика исследований выступает одной из приоритетных для Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"), являющегося координатором консорциума научного центра мирового уровня (НЦМУ) "Сверхзвук"*. Площадкой для обсуждения актуальных проблем и решений в области разработки летательных аппаратов нового поколения стал XI международный научно-практический симпозиум "Безопасность космических полетов". Мероприятие состоялось в Санкт-Петербурге 12-15 июня.

Основой целью симпозиума послужила консолидация усилий по обеспечению безопасности космических полетов с опорой на достижения современной науки и возможности новых технологий. В научный организационный комитет в качестве сопредседателей вошли генеральный директор ФАУ "ЦАГИ", член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало и научный руководитель ФАУ "ЦАГИ", вице-президент РАН, академик РАН Сергей Чернышев. Ключевыми темами программы мероприятия стали проблемы и решения создания высокоскоростного авиационно-космического транспорта нового поколения, силовые установки, суперкомпьютерное прогнозирующее моделирование в интересах космических программ и другие вопросы.

Симпозиум открылся пленарным заседанием, на котором Кирилл Сыпало - руководитель НЦМУ "Сверхзвук" - выступил с докладом "Интеллектуальные алгоритмы управления безопасностью полетов аэрокосмической техники" (соавторы С.Л. Чернышев, С.Г. Баженов). Он рассказал об основных направлениях исследований института в области систем управления и безопасности полета, в том числе - по линии консорциума НЦМУ "Сверхзвук", работающего над технологиями в интересах создания сверхзвукового пассажирского самолета (СПС) нового поколения. Отдельно Кирилл Сыпало остановился на внедрении интеллектуальных систем. Они имеют обширный спектр функций и используют большое количество источников самой разнообразной информации (комплексные системы управления современных воздушных судов, системы авионики и т.д.).

"Благодаря применению интеллектуальных подходов мы можем реализовать широкий набор функций управления, предупреждения, ограничения параметров и разгрузки летчиков, проводить мониторинг состояния различных систем самолета, анализировать летную ситуацию. Здесь на помощь ученым и инженерам приходят инструменты искусственного интеллекта - методы нечеткой логики, конечные автоматы, нейронные сети и т.д. В конечном счете, передовые технологии способствуют повышению безопасности полета и отказобезопасности летательных аппаратов", - отметил он.

В рамках симпозиума состоялась секция "Проблемы и решения по созданию высокоскоростного авиационно-космического транспорта нового поколения", организованная в рамках реализации Программы создания и развития НЦМУ "Сверхзвук"**. Основными темами обсуждения стали вопросы концептуального проектирования, применение перспективных "умных" материалов и конструкций, а также искусственного интеллекта в интересах разработки сверхзвукового пассажирского самолета. Руководитель лаборатории НЦМУ "Сверхзвук" Сергей Чернышев в докладе (соавторы К.И. Сыпало, И.Г. Башкиров, А.А. Ионов) представил концепцию СПС нового поколения с учетом требований по звуковому удару и экологии.

"Создание такого летательного аппарата позволит обеспечить не только связанность территорий России, но также удобство международных перелетов. При этом работы по СПС стимулируют и развитие ключевых технологий в интересах авиакосмической индустрии. Это достижение высокой аэродинамической эффективности при одновременном снижении уровня звукового удара и шума на местности, внедрение изогридных конструкций планера из композиционных материалов, искусственный интеллект на борту, техническое зрение для визуализации закабинного пространства и другие направления", - подчеркнул он. Так, участники консорциума НЦМУ "Сверхзвук" изучают технологии обеспечения высокой топливной эффективности благодаря применению новой силовой установки, вопросы теплового баланса и комфорта в салоне воздушного судна. Отдельным вопросом является организация воздушного движения всей авиатранспортной системы, включающей СПС.

Также на секции были представлены результаты исследований, выполненных учеными института и других представителей консорциума НЦМУ "Сверхзвук" - ЦИАМ им. П.И. Баранова, НИИМ МГУ им. М.В. Ломоносова, ПФИЦ УрО РАН, МАИ. Это проблемы формирования единого информационно-управляющего поля кабины высокоскоростного многоразового авиационно-космического транспорта нового поколения, синтез алгоритмов диагностики электромеханических систем с использованием машинного обучения для повышения безопасности авиакосмической техники (совместно с ИПУ РАН), исследование положительной синергетики на прочность конструкции от взаимодействия основных элементов планера перспективного пассажирского самолета и т.д.

*Цель НЦМУ "Сверхзвук" - достижение качественно новых летно-технических, экологических и акустических показателей сверхзвуковых пассажирских самолетов нового поколения за счет решения фундаментальных научно-технических проблем сверхзвукового полета, а также конкурентоспособности России на мировом уровне в области исследований сверхзвукового полета. В состав центра входят ЦАГИ, ЦИАМ им. П.И. Баранова, МГУ им. М.В. Ломоносова, ГосНИИАС, ПФИЦ УрО РАН, ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, МАИ.

**Секция подготовлена в рамках реализации Программы создания и развития научного центра мирового уровня "Сверхзвук" на 2020-2025 годы при финансовой поддержке Минобрнауки России (соглашение от 17.05.2022 № 075-15-2022-1023).

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область).
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка