ЦАГИ
21 октября 2024, 12:05
ЦАГИ принял участие в Десятых Поляховских чтениях
Участниками конференции традиционно стали представители Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"). Так, в рамках пленарного заседания выступил главный научный сотрудник ФАУ "ЦАГИ", член-корреспондент РАН А.М. Гайфуллин, также вошедший в научный программный комитет мероприятия. Тема его доклада была посвящена исследованиям вихревого следа за пассажирским самолетом (соавтор - Ю.Н. Свириденко, ЦАГИ). Это явление представляет опасность для других летательных аппаратов, которые совершают полет в ближнем более низком эшелоне (расстояние между эшелонами может составлять всего 300 м) или заходят на посадку по той же траектории. Ученые ЦАГИ определили аэродинамические характеристики вихревого следа, силы и моменты, действующие на самолет в зоне его влияния, и создали с помощью искусственных нейронных сетей математические модели для пилотажных стендов и авиационных тренажеров.
"Попадание одного самолета в зону влияния вихревого следа от другого самолета является нежелательным явлением и может привести к катастрофе. Чтобы уменьшить неблагоприятные последствия, необходимо обучить летный состав навыкам управления летательным аппаратом в зоне этого опасного влияния. Была разработана математическая модель аэродинамики самолета, основанная на применении нейросетевой технологии для определения в режиме реального времени дополнительных аэродинамических сил и моментов, действующих на самолет в зоне влияния вихревого следа. С ее помощью уже проведено моделирование ряда полетных ситуаций на пилотажных стендах, в том числе с участием летчиков-испытателей", - сказал А.М. Гайфуллин.
В ходе секции "Гидроаэромеханика" начальник отдела ФАУ "ЦАГИ" Виталий Губский представил доклад "Численные исследования влияния наличия щелей при отклонении механизации крыла на аэродинамические характеристики модели самолета" (соавторы: О.В. Дружинин, О.В. Павленко - ЦАГИ, Х. Мусса - МФТИ, г. Долгопрудный). Он отметил эффективность применения в конструкции перспективного магистрального авиалайнера бесщелевого адаптивного крыла, которое обладает лучшими несущими свойствами и меньшим сопротивлением, чем крыло с щелевой механизацией. Эта технология сегодня активно развивается в ЦАГИ и призвана улучшить взлетно-посадочные и крейсерские характеристики современных летательных аппаратов.
Об аэродинамических особенностях обтекания крыла с солнечными панелями на секции "Гидроаэромеханика" рассказал младший научный сотрудник, председатель Совета молодых ученых и специалистов ФАУ "ЦАГИ" Олег Виноградов (соавторы И.Ю. Белоусов, А.В. Корнушенко, О.В. Павленко - ЦАГИ, Тханг Нгок Чинь - МФТИ, г. Долгопрудный). В результате численных исследований, проведенных в ЦАГИ, выявлено, что наличие солнечных панелей на верхней поверхности крыла создает структурированную шероховатость, которая увеличивает сопротивление и уменьшает подъемную силу. Полученные данные планируется использовать при проектировании компоновок летательных аппаратов с комбинированными источниками питания, сочетающими аккумуляторные и солнечные батареи.
Также ученые центра авиационной науки стали соавторами ряда докладов на актуальные темы, среди которых - численные исследования особенностей нарастания льда с работающим воздушным винтом на крыле летательного аппарата, особенности воздействия генератора вихрей на отрывную зону крыла, влияние бокового ветра на тягу воздушных винтов, установленных на концах крыла сверхбольшого удлинения и др.
Организатором "Десятых Поляховских чтений" выступил СПбГУ. По традиции тематика конференции охватила почти все фундаментальные направления современной механики и носила междисциплинарный характер. Это связано с многогранностью научных интересов выдающегося ученого, профессора Н.Н. Поляхова, в честь 90-летия которого и были впервые проведены в 1997 году "Поляховские чтения".
Н.Н. Поляхов - ученый-механик, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Весомая часть его трудовой биографии связана с ЦАГИ: сюда он устроился на работу после окончания физико-математического факультета МГУ в 1929 году. В 1931 году Н.Н. Поляхов вошел в общетеоретическую группу под руководством академика С.А. Чаплыгина. Продолжал работать в институте до 1941 года, в том числе как совместитель. В сфере его научных интересов - теоретическая и аналитическая механика, проблемы аэродинамики, теория гребных винтов, вопросы механики неголономных систем.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.
Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область).
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы