О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ЦАГИ принял участие в "Неделе науки" в Санкт-Петербурге

Сегодня в России интенсивно развивается отрасль беспилотных авиационных систем (БАС). За этим направлением - будущее, поэтому в решение задач, связанных с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), активно вовлекается молодежь - студенты и молодые ученые. Вопросы разработки и эксплуатации беспилотников обсуждались в рамках студенческого научного форума "Неделя науки", организованного в честь 100-летия отечественной гражданской авиации на площадке Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (г. Санкт-Петербург).

В мероприятии принял участие начальник сектора научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем (НИЦ БАС) ФАУ "ЦАГИ" Марк Овсянников. В ходе круглого стола по вопросам БАС он рассказал о применении риск-ориентированного подхода при создании нормативно-технической базы, регулирующей эксплуатацию БПЛА. "Использовать такой подход впервые предложил Международный комитет авиационных властей по разработке нормативных документов в области БАС (JARUS). Решение было поддержано Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), после чего риск-ориентированный подход лег в основу и российского нормативно-технического регулирования в сфере БАС. Это значит, что эксплуатационные требования к беспилотным летательным аппаратам формируются не только в зависимости от их массогабаритных и летно-технических характеристик, но и в соответствии с рисками, которые они несут для третьих лиц", - рассказал Марк Овсянников.

На базе риск-ориентированного подхода специалисты НИЦ БАС разработали ГОСТы Р 59751-2021 "Беспилотные авиационные системы с беспилотными воздушными судами самолетного типа. Требования к летной годности" и Р 59517-2021 "Беспилотные авиационные системы. Классификация и категоризация". Первый из них распространяется на БАС, в состав которых входят беспилотные воздушные суда, имеющие максимальную взлетную массу от 30 до 5700 кг. Требования, изложенные в стандарте, будут применяться при формировании сертификационного базиса, необходимого для проведения сертификационных испытаний БАС.

ГОСТ Р 59517-2021 "Беспилотные авиационные системы. Классификация и категоризация" решает проблему безопасной интеграции БПЛА в общее воздушное пространство. В настоящий момент сотрудники НИЦ БАС работают над новым государственным стандартом, который определит методику оценки рисков, связанных с эксплуатацией беспилотных авиационных систем.

В форуме также приняли участие представители СПбГУ ГА, КНИТУ имени А.Н. Туполева - КАИ, МГТУ ГА, ГУАП, Самарского университета, Научно-технического центра "Газпром нефти", авиакомпании AZUR air, ГосНИИ ГА и др. Обсуждались такие темы, как развитие отечественных программных и организационных решений в аэронавигационном обеспечении полетов авиакомпаний, роль авиации в освоении Арктики, научный туризм и др.

"Неделя науки" прошла при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Мероприятие призвано способствовать интеграции образовательных учреждений, исследующих различные аспекты гражданской авиации.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область).
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка