
- Подобное совещание проводится раз в три года, - поясняет представитель Российской Федерации в CAEP ИКАО, начальник сектора ЦИАМ. - В рамках мероприятия подвели итоги предыдущих трех лет работы комитета (за 2022 - 2025 гг) и были приняты планы деятельности САЕР до 2028 года.
В совещании приняли участие 218 человек: 124 эксперта из 31 государства-члена САЕР, 5 государств-наблюдателей и 94 представителя из 13 международных организаций. Комитет вынес более 30 рекомендаций, которые установили методологию мониторинга и отчетности по сокращению выбросов CO2 в соответствии с долгосрочной глобальной целью ИКАО. Кроме того, было предложены более строгие стандарты по шуму и эмиссии самолетов. Эксперты организации констатировали прогресс в изучении выбросов, не связанных с CO2 и адаптации к изменению климата, экологических проблем аэропортов, эксплуатации, топлива, а также CORSIA (Система компенсации и сокращения выбросов углерода в международной гражданской авиации).
На совещании Россией были представлены три рабочих документа, подготовленные ЦИАМ совместно с предприятиями отрасли. Они касались актуальных проблем прогнозирования САЕР воздействия международной авиации на окружающую среду при выработке глобальных целей и совершенствовании экологических стандартов ИКАО, в том числе в части эмиссии вредных веществ двигателей и ограничения шума перспективных сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС).
Первый документ содержал предложение России включить в периодический обзор ИКАО по CORSIA оценку влияния этой системы на устойчивость развития авиации отдельных государств (особенно государств, не вступивших добровольно в CORSIA). В проекте предлагалось учитывать национальные подходы к снижению воздействия авиации на окружающую среду, которые отражают различную роль авиации в национальной экономике, пути перехода государств к использованию в авиации альтернативных видов авиационного топлива, возможность упрощенной аккредитации и сертификации в CORSIA национальных программ, единиц эмиссии и альтернативных видов авиационного топлива.
- В разработанной ИКАО системе CORSIA приветствуется использование альтернативных видов авиационного топлива, - поясняет специалист ЦИАМ. - Их применение гражданской авиацией позволит снизить компенсационные обязательства авиакомпаний в рамках этой системы. Однако широкому применению таких видов топлива препятствуют много факторов: повышенная стоимость устойчиво производимых видов авиационного топлива (SAF) и недостаток источников сырья, трудности сертификации авиатоплива из нефти с пониженным углеродным следом (LCAF), отсутствие национальной системы мониторинга, отчетности и верификации для CORSIA и многие другие. Наш Институт не только участвует в разработке международных нормативных документов по этим видам авиационного топлива, но и активно исследует возможности их производства в России.
В рамках этого документа также содержалось предложение САЕР при поддержке государств-членов ИКАО и международных организаций оценить экологические и экономические последствия создания под эгидой ИКАО Международной пожарной авиационной службы (МПАС). Этот раздел был добавлен в документ благодаря выдвинутой ранее Россией и поддержанной ИКАО инициативы I4F по международному диалогу в области авиационного тушения природных пожаров.
- Предложение обосновало разработку потенциально мощного международного авиационного проекта ИКАО по снижению выбросов СО2 и будет способствовать увеличению поглотительной способности мировых лесов, - пояснил специалист ЦИАМ.
В двух других российских документах отражено отрицательное отношение российской авиационной отрасли к ужесточению в настоящее время международных ограничений эмиссии NOx двигателей, а также к введению строгих норм по шуму на местности для нового поколения СПС при отсутствии реальных данных по новым технологиям двигателей и шуму сверхзвуковых самолетов.
В рамках предыдущего 12 заседания экологического комитета САЕР ИКАО проблема подтвержденного взаимного влияния шума и эмиссии СО2 самолетов была выделена как приоритетная задача, которая требовала разработки (до 2025 года) объединенного стандарта. Установление более строгих стандартов по шуму и выбросам CO2 - первый случай, когда оба стандарта одновременно стали более строгими и для авиации. Цель такого решения ИКАО состоит в том, чтобы при формировании и проектировании следующих поколений конструкций самолетов производители отталкивались от технических решений, учитывающих эти тесно связанные воздействия на окружающую среду.
- По итогам совещания был принят новый объединенный стандарт, ужесточающий действующие ограничения на шум и эмиссию СО2 как для новых, так и уже выпускаемых самолетов, - отмечает специалист ЦИАМ. - В отношении шума ужесточение с 2029 г. составит для новых магистральных самолетов 6 EPNдБ, в отношении эмиссии СО2 с 2032 г. - 10% в сравнении с действующими требованиями.
В дальнейшем принятые новые Стандарты будут направлены в Совет ИКАО, а затем государствам-членам, входящим в организацию, для окончательного одобрения. Результаты CAEP/13 лягут в основу важнейших глобальных политических решений на 42-й сессии Ассамблеи ИКАО осенью 2025 года, что укрепит основу для устойчивой трансформации авиации на десятилетия вперед.
Напомним, что специалисты ЦИАМ принимают активное участие в разработке новых стандартов ICAO к авиационной технике: сотрудники Института официально представляют Россию в CAEP с момента вступления нашей страны в 1970 году в число членов Международной организации гражданской авиации.
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Март 24, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов из Москвы в Нячанг до 4 рейсов в неделю
Март 24, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов между Москвой и Красноярском
Март 25, 2025
Аэрофлот запускает бесплатное удаленное оформление багажа на алтайском курорте Манжерок
Март 25, 2025
Московский аэропорт Домодедово поздравляет авиакомпанию Gulf Air с юбилеем