Блокнот
3 апреля 2024, 09:48
У неба нет границ: 70 лет назад погиб знаменитый французский летчик родом из России Константин Розанов
Константин Розанов не только уничтожал фашистов, но и стал первым французским летчиком, преодолевшим звуковой барьер в горизонтальном полете
Константин Владимирович Розанов (1905-1954) известен не только как французский военный летчик, но и как летчик-испытатель, один из пионеров реактивных полетов. Он освоил 201 тип самолетов и вертолетов, провел 5000 часов в воздухе, в том числе 3865 часов в боевом строю, 104 раза преодолевал звуковой барьер.
Родился в богатой русской семье и во время Революции эмигрировал во Францию
Константин Розанов родился в Варшаве (на тот момент входившей в состав Российской империи) в богатой русской семье. Детство его было беззаботным. Мальчику была уготована судьба управляющего крупным семейным состоянием.
Однако с детских лет Константин мечтал о небе. В то время военная авиация только начинала стремительно развиваться. До лета 1912 года авиация и воздухоплавание в Российской империи считались составной частью инженерного дела и находились в ведении воздухоплавательного отдела Главного инженерного управления Военного министерства.
12 августа 1912 года, когда Константину было 7 лет, приказом по военному ведомству вопросы воздухоплавания и авиации были изъяты из ведения Главного инженерного управления и переданы специально созданному органу - Воздухоплавательной части Генерального штаба, которую возглавил генерал-майор М. И. Шишкевич. Эта дата считается днем образования военной авиации России.
По сути, военная авиация зародилась на глазах у маленького Кости, который впервые увидел самолет в 1911 году, и с тех пор начал мечтать о небе. Константин хотел выучиться на летчика в России, но судьба распорядилась иначе. Когда Розанову было всего 12 лет, в России грянула Революция, и семья, которая на тот момент распалась, была вынуждена эмигрировать.
В 1933 году Константину Розанову был вручен диплом национальной школы авиации "SUPAERO", во время учебы в которой он также стал лицензированным пилотом. В 1935 году Розанов становится штатным летчиком Центра аэронавтики в Велизи-Виллакубле и принимает участие в летных испытаниях нескольких самолетов нескольких моделей.
Во время оккупации Франции участвовал в боевых операциях союзников в Северной Африке
С 1940 года Розанов становится участником боевых действий в составе истребительных частей французских ВВС. В мае 1940 года Константин Розанов отличается в воздушных боях, сбив 2 самолета люфтваффе.
Однако вскоре Франция попадает в оккупацию, после чего в 1942 году Розанов оказывается в Северной Африке (Марокко), где участвует в боевых операциях союзников в Тунисе и Алжире и конвойных операциях над Средиземным морем на американском истребителе "Кертисс P-40" (бортовой знак "MadKot"), командует эскадрильями GC 2/5 и GC 2/3.
К слову, об участии русских людей (или людей русского происхождения) в рядах Войск Свободной Франции, а также об их участии в Сопротивлении в заморских владениях Франции почти ничего не известно. Между тем не десятки, а сотни русских людей поступали добровольцами в Войска Свободной Франции. Они принесли тяжелые жертвы, и немало среди них погибло. Война требовала от солдата отречения на долгое время от всего, что ему было близко, налагала подчинение строгой дисциплине и заставляла примириться с бесконечными лишениями.
Несмотря на все это, многие русские отказались от спокойной жизни в странах, даже не оккупированных немцами, и стали записываться в союзные армии для борьбы за свободу против общего врага. Другие с большим риском пробирались из оккупированной Франции в Испанию, попадали там в тюрьмы и затем все-таки добирались до Англии или Африки.
Одним из русских пилотов, бивших врага в Африке, пока Франция находилась в оккупации, стал Константин Розанов.
В декабре 1943 года Розанов выехал на переподготовку в Великобританию, где освоил первые военные реактивные самолеты (Глостер G-41), а затем участвовал в испытаниях авиационной техники в США.
В декабре 1945 года, по возвращении со стажировки в США, в звании полковника Константин Розанов возглавил авиабазу ВВС 118 в французском Мон-де-Марсане, названную позже его именем.
После войны
Константин Розанов демобилизовался в октябре 1946 года и возглавил испытательное подразделение авиастроительной компании "Dassault Aviation" в должности "шеф-пилот".
Розанов стал первым летчиком, пилотировавшим "Дассо MD-450" (прототип и серийные образцы), участвовал в испытаниях военных транспортных самолетов, а также всех истребителей-бомбардировщиков серии "Мистэр" (I-IV).
Совершенствуя мастерство, Константин Розанов стал первым французским летчиком, преодолевшим звуковой барьер (в горизонтальном полете), 24 февраля 1954 года на самолете "Мистэр". В том же году он опубликовал автобиографическую книгу.
Полковник Розанов разбился, пилотируя экспериментальный реактивный самолет, во время выполнения показательного сверхзвукового низковысотного полета над аэродромом Мелен-Виллярош. Летчик похоронен на кладбище Пасси. Его именем в 1971 году была названа одна из улиц Парижа. Один памятник Розанову расположен в Шатель-Сансуаре, там, где он жил, другой на месте падения самолета рядом с аэродромом, где он разбился.
В СССР на всю страну были широко известны фамилии героев-асов - Кожедуб, Покрышкин, Маресьев, Речкалов. Однако ничего не говорилось о русских летчиках, сражавшихся в ВВС союзников, одним из которых был легендарный пилот Константин Владимирович Розанов.
Авторские права на данный материал принадлежат «Блокнот». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси