Российская газета
20 ноября 2024, 14:05
Участившиеся авиапроисшествия в США вызваны нехваткой диспетчеров. Не будет ли такой проблемы в России
Предыдущий 2023-й также "отметился" за океаном чередой громких ЧП с коммерческими лайнерами.
Так, "Боинг 737" Southwest едва избежал столкновения с "Боинг 737" Delta при посадке в международном аэропорту Луи Армстронга в Новом Орлеане. Борты American Airlines и Frontier чуть не протаранили друг друга в международном аэропорту Сан-Франциско. Самолет American Airlines был вынужден резко набрать высоту, чтобы избежать столкновения с "коллегой" United над Далласом. По данным международных авиационных ресурсов, в августе 2023 года произошло 46 исключительно опасных случаев. Буквально на грани трагедии.
Так что происходит? Ситуацию для "РГ" комментирует генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко:
- Многие связывают эти инциденты с усталостью и переутомлением диспетчеров. Их элементарно не хватает. В декабре прошлого года FAA даже назначила группу экспертов для решения этой проблемы.
Американские коллеги склонны считать, что нынешняя нехватка авиадиспетчеров вызвана пандемией COVID-19.
Действительно, вспышка коронавируса привела к рекордному падению спроса, особенно в коммерческой авиации. Сократилось количество рейсов, особенно в крупных узловых аэропортах. Многим диспетчерам (и не только в США) было предложено досрочно уйти на пенсию. Тогда же многие агентства по всему миру отказались от стажеров и вообще прекратили прием на работу и обучение на должность диспетчера. И теперь, когда перевозки опять на высоте, эти решения все еще оказывают долгосрочное влияние на отрасль, а FAA тем временем пытается наверстать упущенное.
Сегодня, чтобы справиться со значительно возросшим количеством рейсов, некоторые авиадиспетчеры вынуждены работать на пределе своих возможностей. Сверхурочно и по шестидневной рабочей неделе. Нехватка персонала неоднократно нарушала расписание полетов самолетов. В частности, международный аэропорт Ньюарк/Либерти столкнулся со значительными задержками, поскольку штат сотрудников был почти на 60 процентов ниже запланированного уровня. Учитывая важность аэропорта как международного узла, задержки здесь могут отражаться на аэропортах и рейсах по всему миру.
FAA предприняло шаги, чтобы справиться с дефицитом персонала: как можно быстрее обучить и сертифицировать диспетчеров. И определенный прогресс уже достигнут. В настоящее время у будущих диспетчеров есть несколько способов попасть в отрасль. Они могут подать заявку и пройти обучение в одном из 30 аккредитованных учебных заведений по всей стране. Или сначала послужить диспетчерами в армии.
Для России это интересно тем, что ковид имел у нас аналогичные последствия. Досрочно на пенсию ушли сотни профессионалов. Преемственность передачи навыков и опыта от умудренных опытом диспетчеров начинающим коллегам потерпела серьезный удар. А еще санкции. В условиях значительно уменьшившегося потока воздушного движения упал уровень владения не только авиационным английским языком, но и стандартной фразеологией радиообмена. Хотя тестирующие организации продолжают штамповать сертификаты с необходимым по требованиям ИКАО "рабочим" уровнем владения языком.
Эксперты отмечают: усилия, предпринятые правительством России в интересах установления и развития международного авиасообщения с дружественными и нейтральными странами, дают весомые результаты. Объемы международных перевозок растут. Как и объемы перевозок внутри страны. Так что ждет российскую систему организации воздушного движения? Можно спрогнозировать три пути (в зависимости от событий в мире, на которые ОрВД (Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ - прим. "РГ") никакого влияния не имеет):
- все останется в основном по-прежнему. Объемы воздушного движения будут соответствовать прогнозируемым ожиданиям с незначительными отклонениями как в сторону роста, так и уменьшения количества полетов. То есть организации по использованию воздушного пространства продолжат работу примерно в том же режиме;
- в результате каких-то форс-мажорных условий интенсивность полетов значительно снизится, что вернет отрасль управления воздушным движением к временам эпидемии и принятию непопулярных и вынужденных решений;
- в результате быстрого изменения и нормализации политической обстановки, включая снятие санкций на использование воздушного пространства, количество полетов российских авиакомпаний на фоне "отложенного" на несколько лет спроса резко вырастет вместе с восстановлением полетов зарубежных авиакомпаний.
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 20, 2024
Аэрофлот подписал меморандум о сотрудничестве с технологической группой компаний "ИКС Холдинг"
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 21, 2024
Глава ГТЛК Евгений Дитрих рассказал Председателю Правительства Михаилу Мишустину о развитии рынка гражданских беспилотников и планах компании по лизингу спутников