О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ученые ГосНИИАС на Международном конгрессе по аэронавтике

В условиях больших вызовов перед учеными остро стоит задача обеспечения устойчивого и динамичного развития прикладной авиационной науки. Актуальным вектором развития авиации сегодня является переход к передовым интеллектуальным технологиям, что соответствует приоритетному направлению научно-технологического развития России. Однако старт интеллектуализации воздушных судов невозможен без мониторинга и оценки современного состояния и результативности прикладных исследований. Для достижения этой цели ученые ГосНИИАС* принимают участие в отраслевых научных мероприятиях, где представляют результаты исследований по наиболее перспективным направлениям.

Специалисты института выступили с докладами о проводимых в институте исследованиях и разработках по направлениям модернизации воздушных судов на Международном конгрессе по аэронавтике (далее - Конгресс), организованном ЦАГИ* при поддержке НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского". Мероприятие проходило 4 и 5 декабря 2023 года в Москве.

В ходе научной программы Конгресса состоялся международный научный симпозиум "Глобальные вызовы авиационно-космической науки XXI века".

В секции "Проблемы развития авиатранспортных систем: использование воздушного пространства, управление безопасностью полетов воздушного транспорта" начальник лаборатории ГосНИИАС, к.т.н. А.С. Попов представил обзор применения имитационного моделирования и технологий работы с большими данными на моделирующих комплексах ГосНИИАС. Исследования специалистов лаборатории по модернизации использования структуры воздушного пространства направлены на обеспечение развития авиатранспортной системы нашей страны.

В секции "Человеко-машинный интерфейс и взаимодействие "самолет-летчик" начальник сектора ГосНИИАС, к.т.н. И.И. Грешников рассказал о реализации технологий прототипирования для модернизации информационно-управляющего поля кабины экипажа. В том числе он представил результаты применения технологии дополненной реальности при создании новых человеко-машинных интерфейсов. Сегодня ученые института также исследуют возможности применения виртуальной реальности как средства прототипирования информационно-управляющего поля кабины пилотов.

Коллектив специалистов ГосНИИАС проводит исследования в области оценки психофизиологического состояния пилота, с целью минимизации влияния человеческого фактора на безопасность полетов. Одним из векторов этих исследований является повышение ситуационной осведомленности пилота воздушного судна. Возможностям применения пространственного звука для решения этой задачи посвятил свой доклад инженер 1 категории В.С. Обелец.

Начальник лаборатории Ю.А. Солоделов выступил на секции "Импортозамещение программных комплексов в авиастроении". В своем выступлении он рассказал о разработке и применении программных продуктов ГосНИИАС, в их числе JetOS - отечественная операционная система реального времени, обеспечивающая решение критических задач запуска бортовых приложений.

Также в рамках секции заместителем начальника подразделения, к.т.н. А.Ю. Чекиным были представлены возможные пути сотрудничества с отечественными разработчиками в рамках работ по импортозамещению программных продуктов для авиационных систем. В докладе были приведены данные о процессе и результатах интеграции разработанного в ГосНИИАС инструмента автоматизации анализа структурного покрытия кода COVERest и среды динамического моделирования сложных технических систем Engee при решении задач модельно-ориентированного проектирования.

В ходе мероприятий деловой программы Конгресса состоялась конференция "Фундаментальные знания для нового поколения авиационно-космической техники". Модераторами одной из секций выступили ученые ГосНИИАС: академик РАН С.Ю. Желтов и профессор РАН В.В. Косьянчук.

"…Сегодня цифровая трансформация промышленности, в частности, интеллектуализация, активно способствует реализации системного подхода в задачах управления летательным аппаратом. Наш институт давно занимается этим направлением. Насколько полной должна быть эта интеллектуализация? Частично она уже внедрена и эффективно используется в авиации. Дальнейшее ее развитие видится в создании оптимального человеко-машинного интерфейса, грамотном распределении задач и, главное, - понимании, что необходимо оставить за человеком, а что - поручить искусственному интеллекту…", - отметил в ходе выступления заместитель генерального директора ГосНИИАС по науке С.Ю. Желтов.

Секция "Научно-технологические исследования интеллектуализации управления авиационными комплексами и системами в обеспечение их безопасности и эффективности применения" открылась докладом о применении технологий искусственного интеллекта в задачах разработки перспективных комплексов бортового оборудования, который представил заместитель генерального директора ГосНИИАС В.В. Косьянчук.

Доклад заместителя генерального директора, профессора РАН Н.И. Сельвесюка был посвящен аспектам использования технологий моделирования для разработки интеллектуального бортового оборудования воздушных судов. Данные технологии применяются институтом, в том числе, при создании "Электронных птиц" самолетов МС-21 и SJ-100.

На секции ученые института выступили с докладами о проводимых исследованиях по направлению интеллектуализации воздушных судов, в частности - о выработке концепции бортового виртуального операционного помощника пилота.

Важным событием Конгресса стало подписание соглашения о создании консорциума "Передовые авиационные технологии для авиационно-космической техники" (далее - Консорциум). Согласно документу в состав Консорциума войдут участники научного центра мирового уровня (далее - НЦМУ) "Сверхзвук" и представители таких организаций, как НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"*, Российская академия наук, Ростех, Роскосмос, Институт проблем управления РАН, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и МИСИС.

ГосНИИАС является участником НЦМУ "Сверхзвук" в составе лаборатории "Искусственный интеллект и безопасность полетов". Коллектив специалистов лаборатории "НЦМУ-ГосНИИАС" проводит исследования в области бортовых отказоустойчивых систем и оборудования и кибербезопасности перспективного сверхзвукового пассажирского самолета.

Программа исследований нового консорциума будет опираться на научно-технический задел, научный коллектив, научно-техническую базу и имущественный комплекс, сформированные в рамках реализации программы НЦМУ "Сверхзвук".

Цель сотрудничества в рамках соглашения - "максимально эффективное использование инструмента создания и трансфера прорывных знаний и технологических решений в перспективные технические проекты авиационно-космической отрасли с расширенной предметной областью исследований".

Конгресс собрал на своей площадке ведущих представителей авиационной науки для обсуждения стратегических вопросов в области актуальной и перспективной авиационной техники, в том числе, для концентрации научных результатов на ключевых направлениях развития наукоемкой отрасли.

*Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное автономное учреждение "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем" (ФАУ "ГосНИИАС"), Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное автономное учреждение "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского" входят в состав Национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е. Жуковского" (НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского").
Авторские права на данный материал принадлежат «ГосНИИАС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка