МАИ
21 мая 2024, 11:34
Ученые МАИ предложили новый способ борьбы с обледенением самолетов
Обледенение поверхностей самолета опасно тем, что приводит к ухудшению его устойчивости и управляемости, а в наиболее серьезных случаях может заблокировать работу внешних органов управления и спровоцировать авиакатастрофу.
- Мы предлагаем использовать в авиации покрытия, разработанные в Институте физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина РАН, - рассказывает участник исследования, инженер кафедры 101 "Проектирование и сертификация авиационной техники" МАИ Илья Жигулин. - Главное свойство покрытий супергидрофобного класса - высокий угол смачивания и низкий угол скатывания, то есть между каплей и поверхностью образуется угол более 150 градусов, и если поверхность наклонить хотя бы на 10-15 градусов, капля скатится. Покрытия, создаваемые в ИФХЭ РАН, обладают углами смачивания выше 170 градусов, что говорит об их исключительных супергидрофобных свойствах.
Поверхности с супергидрофобными покрытиями не просто отталкивают воду. Они также препятствуют образованию льда, так как попадающая на них вода имеет пониженную точку замерзания, и за счет низкой адгезии не дают ему закрепиться.
- Сейчас в нашей стране применяются специальные противообледенительные жидкости, которые необходимо наносить на воздушное судно перед каждым полетом. Покрытие же не потеряет своих свойств в течение нескольких сотен полетов и лишь затем потребует обновления, - говорит Илья Жигулин.
Борьба с обледенением ведется и методом обогрева - например, крыла или лобового остекления. Исследования ученых МАИ показали, что если на крыло предварительно нанести супергидрофобное покрытие, то для удаления льда с него потребуется в два-три раза меньшая мощность нагрева.
Практика применения гидрофобных покрытий в авиации в настоящее время существует только за рубежом. При этом разработанные в России супергидрофобные покрытия существенно превосходят иностранные по своим характеристикам.
Завершить исследование и окончательно оценить эффект от использования новых покрытий с учетом требований авиационных правил и других стандартов планируется в ближайшие три года.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 7, 2024
После реконструкции аэропорт Балаково сможет перевозить более 98 тысяч пассажиров
Ноябрь 7, 2024
В ХМАО опубликовали расписание вертолетных рейсов до отдаленных деревень