АО "Авиасалон"
22 марта 2024, 13:16
Уникальные изделия для отечественной авиации: "Аэросиле" - 85!
Главным конструктором созданного опытно-конструкторского бюро (ОКБ) стал Константин Иванович Жданов, под руководством которого впоследствии будут созданы десятки воздушных винтов и других узлов и агрегатов для авиационной техники. Стартовым проектом ОКБ стала разработка и серийное производство первого отечественного автоматического винта АВ-1 с металлическими лопастями конструкции К. Жданова для оснащения самолетов И-16 и И-153. В короткий предвоенный период и годы Великой Отечественной войны в ОКБ были разработаны 12 типов винтов для установки на самолеты И-15, И-16, И-153, Ли-2, МиГ-3, Су-3, Пе-2, Ил-2, Ил-4, Ил-10, Ту-2, Пе-8 и др., растиражированных в количестве свыше 100 тысяч.
Бурное развитие турбовинтовой авиации в послевоенный период привело к созданию принципиально новых воздушных винтов и регуляторов для самолетов Ан-2, Ан-8, Ан-12, Ан-14, Ан-10, Бе-12, Ан-24, Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-38, Ан-30, Ан-26, Ан-28, Ан-32, Бе-30. Настоящим прорывом конца 1950-х - начала 1960-х годов стало создание уникальных соосных воздушных винтов для самолетов Ту-95, Ту-114 и Ан-22 "Антей", по сей день не имеющих аналогов в мировом винтостроении. В последующие десятилетия, в период развития реактивной и относительного спада турбовинтовой авиации, на "Аэросиле" получила развитие новая тематика - разработка вспомогательных газотурбинных двигателей (ВГТД) для запуска маршевых двигателей самолетов и вертолетов, кондиционирования кабин и салонов, питания электроэнергией бортовых систем, а также для использования в качестве наземных установок авиационного назначения. Созданные на предприятии ВГТД устанавливались на самолетах Ту-134А, Ту-154/154Б/154М, Ил-62М, Ил-76Т, Ил-76МД, Як-42, Ту-160, Ан-74, Ан-124, Ту-204, Ан-70. В этот же период были созданы воздушные винты для экранопланов и аэросаней, а также рулевые винты для вертолетов Ми-1, Ми-6, Ми-10, Ми-10К. В конце 1970-х годов создан первый воздушный винт с лопастями из полимерных композиционных материалов для самолетов Як-18 и Як-52. Тогда же "Аэросила" приступила к созданию уникальных винтовых преобразователей для изменения стреловидности крыла, которые были применены на самолетах МиГ-23, Ту-22М, Су-24, Ту-144, Ту-160 и др.
Выдающимся результатом начатых в 1980-х годах работ по созданию принципиально новых многолопастных винтовентиляторов и воздушных винтов с композитными лопастями стал винтовентилятор СВ-27, обеспечивший для самолета Ан-70 экономию топлива на 30 % по сравнению с аналогами и непревзойденные взлетные и реверсные характеристики, чрезвычайно короткие разбег и пробег. Главным достижением кризисных 1990-х стало то, что предприятию удалось сохранить научно-производственный потенциал главных направлений - разработки винтов, двигателей, винтовых преобразователей изменения стреловидности крыла.
Прорывом 2000-х стало создание семейства ВГТД нового поколения трех типоразмеров: ТА14/ТА14-130 (средние вертолеты, региональные, легкие транспортные и ряд боевых самолетов), ТА18-100 (тяжелые вертолеты и узкофюзеляжные самолеты вместимостью до 150 пассажиров), ТА18-200 (транспортные и пассажирские самолеты вместимостью до 250 пассажиров) с мощностями 100, 250 и 350 кВт соответственно. Принципиально изменился и сам процесс работы - предприятие перешло от создания отдельных ВГТД под каждый тип летательного аппарата к системному созданию моделей и модификаций базовых вспомогательных двигателей. Новый подход оказался эффективным: за предыдущие 45 лет было создано около 10 ВГТД, за следующие 15 лет - уже более 25.
Среди современных разработок "Аэросилы" - воздушный винт АВ112-114 с композитными лопастями с регулятором винта РСВ-34С-114 для регионального самолета Ил-114-300. В рамках импортозамещения создан воздушный винт АВ-410 для самолета L-410, для беспилотных летательных аппаратов разработано семейство воздушных винтов, обладающих электрическим управлением. На основе базового двигателя создан демонстратор энергоузла ТА18-200Э с отбором электрической мощности 240 кВт, предназначенный для реализации современной концепции "электрического самолета", подразумевающей отсутствие отбора энергии от маршевых двигателей для нужд самолетных систем. Компания делает новый шаг, переходя к развитию базовых газогенераторов для разработки маршевых силовых установок и энергоузлов в более высоком классе мощности 1200-1700 л.с. Газогенератор бортовой энергетической установки УБЭ-1700 предполагается использовать в качестве основы для создания маршевого двигателя для ряда вертолетов и самолетов. Продвигаются изыскания по созданию энергетической установки для перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.
В рамках программы импортозамещения в 2015 году по договору с Минпромторгом РФ был разработан и сертифицирован перспективный ВГТД ТА18-200МС для ближне- и среднемагистральных самолетов с возможностью применения на МС-21-310. Работы по импортозамещению идут полным ходом: ключевой платформой, на которой будет использована новая вспомогательная силовая установка, станет полностью импортозамещенный ближнемагистральный МС-21-310. Кроме того, "Аэросила" будет поставлять установку ТА18-100С для применения на самолете SJ-100.
Всего за годы становления и развития ОКБ было разработано 115 наименований воздушных винтов для 85 объектов; более 50 наименований ВГТД для 47 объектов; 10 наименований силовых механизмов для изменения стреловидности крыла для семи типов самолетов.
"Аэросила" - многолетний активный участник авиасалонов МАКС, каждый раз представляющий на главном авиационном форуме страны свои новые разработки. Так на МАКС-2021 компания представила на объединенном стенде ведущих предприятий в области агрегатостроения воздушный винт АВ-112-114 для самолета Ил-114-300, воздушный винт АВ-410 для самолета L-410, семейство воздушных винтов с электрическим приводом изменения шага для БПЛА, а также семейство базовых ВГТД нового поколения трех типоразмеров ТА14-114, ТА18-100, ТА18-200Э, обладающих удельными и эксплуатационными параметрами на уровне лучших мировых аналогов. В рамках МАКС-2019 "Аэросила" провела целый ряд научно-практических мероприятий для обсуждения актуальных проблем построения современной системы послепродажного обеспечения (ППО), где представила свой научно-практический задел по созданию системы ППО на основе цифровых технологий.
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы