О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Устаревший локатор аэропорта столицы Чувашии не различает самолеты и видит Куршавель

В зоне аэродрома разместилось предприятие с названием шикарного курорта

Председатель правления республиканской общественной организации "Авиатор-21" Александр Николаев направил обращение в Госсовет Чувашии, в котором поставил ряд злободневных "авиационных" вопросов региона. Самая главная проблема - это многолетнее оттягивание замены морально и физически устаревшего диспетчерского локатора аэропорта Чебоксар, который эксплуатируется с 1981 года. Завод-изготовитель отводил ему 10 лет срока службы, однако техника советских времен демонстрирует удивительный запас прочности. Различные инспекции регулярно продлевают разрешение на его использование, при этом соглашаясь с тем, что обновление здесь необходимо. Техническая документация на установку нового локатора получила одобрение государственной экспертизы еще семь лет назад. Но модернизация откладывается со ссылками на нехватку финансовых средств. Хотя на безопасности полетов экономить как-то грешно.  А вообще, при реконструкции аэропорта и без этого возникла масса любопытных коллизий. Например, с одной стороны, существует проблема выделения дополнительного земельного участка, а с другой на территории очистных сооружений аэропорта разместилось коммерческое предприятие с громким названием Куршавель.

Судьбу обращения авиаторов в Госсовете республики предсказать несложно. В компетенцию парламента решение подобных вопросов не входит, поэтому бумагу, скорее всего, направят в комитет по инфраструктуре для рассмотрения и оказания какой-нибудь моральной поддержки.

Между тем, председатель комитета Игорь Моляков с подачи Александра Николаева уже давно в курсе ситуации. По данному поводу он разослал в федеральные инстанции свои депутатские запросы и даже получил ответы от высокопоставленных лиц.

Нужно заметить, что по содержанию они во многом совпадают. Все согласны тем, что в Чебоксарах локатор никак не отвечает современным требованиям. Но модернизацию сулят лишь в достаточно отдаленной перспективе. Забавно, что фамилии ответственных чиновников могут показаться чересчур характерными, словно из драматургического произведения. Но что делать - жизнь горазда на всякие причуды.

Как известно, самолеты - первым делом. Поэтому неудивительно, что директором Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса РФ является Анатолий Самолетов.

- Проектная документация в части оснащения аэропорта Чебоксар аэродромным радиолокационным комплексом типа "Лира-А10", разработана в 2017 году, и получила положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России". Мероприятие не было реализовано ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" в 2020-2023 годах в связи со сложным финансовым положением предприятия, - пишет Самолетов.

Безопасность воздушного движения явно должна быть не до фонаря Ространснадзору. Но вот что Молякову ответил заместитель руководителя ведомства Владимир Фонарев.

- Техническое состояние локатора удовлетворительное, номенклатура запасных частей, инструмента и принадлежностей укомплектована на 100%. Ресурс продлен до 02.09.2024, - сообщает Фонарев. А далее приводит немаловажные подробности.

- Выявлено, что эксплуатируемый радиолокатор ДРЛ-7 СМ (1981 года выпуска) физически и морально устарел, не принимает информацию от воздушных судов, оборудованных самолетными ответчиками с режимом RBS (режим опознавания по коду). В адрес АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" направлена проектно-сметная документация для ее корректировки с учетом текущих цен. В течение 2024 года планируется заключить договор на поставку локатора в 2026 году, - информирует заместитель руководителя Ространснадзора.

Из ответа Росавиации вообще следует, что чебоксарский аэропорт представляет собой какую-то потемкинскую деревню: все хорошо, можно с модернизацией не спешить. Подписал бумагу заместитель руководителя Росавиации Андрей Потемкин.

- За период с 2014 года по настоящее время зафиксирован лишь один отказ объекта радиотехнического обеспечения полетов, - бодро заявляет Потемкин. - В настоящее время параметры радиолокатора соответствуют требованиям эксплуатационной документации и позволяют в полной мере обеспечить безопасность и регулярность полетов воздушных судов.

Председатель комитета Госсовета по инфраструктуре Игорь Моляков полагает, что такая реакция федеральных органов не может внушать оптимизма. Он считает, что в свете итогов совещания в Цивильске под председательством президента Владимира Путина тема заслуживает особого внимания.

- Согласимся, что как-то странно все выглядит: ресурс продлен только до сентября 2024 года, но поставку нового локатора планирует лишь через два года. Явно заранее решено, что пенсионная реформа распространяется и на локатор в столице Чувашии, пусть работает до полного истощения сил, - заявил Моляков "Правде ПФО". - Кто-то считает, что единственный случай отказа оборудования - это еще не повод для переживаний. Но для пассажиров и экипажа самолета и один инцидент чересчур.

В свою очередь Александр Николаев в беседе с "Правдой ПФО" отметил и другие моменты, вызывающие недоумение. - Если при проведении реконструкции аэропорта возникает вопрос дополнительного выделения земельного участка, то как понять, что на территории его бывших очистных сооружений появился новый объект (улица Куршавеля, 1), - вопрошает Николаев. - Кто давал разрешение и с кем проводились согласования?

Действительно, согласно Яндекс-картам вместо Летного проезда на новом здании красуется табличка с названием фешенебельного французского курорта. Согласно открытым источникам, здесь располагается одноименная кондитерская фабрика (учредитель Арутюн Хачоян). Возможно, выпускает леденцы, которые раньше раздавали пассажирам перед взлетом и посадкой, но от такой традиции авиаторы давно отказались. Кто дал согласие на переименование Летного проезда в улицу Куршавеля и в честь какого события "Правде ПФО" выяснить не удалось. Прямых авиарейсов из Чебоксар на альпийский горнолыжный курорт пока точно не следует ожидать.

Земельный вопрос многих испортил, - отметил Александр Николаев. - Долгие годы аэропорт и чебоксарский авиа-спортивный клуб без всяких взаимных претензий использовали аэродром совместного базирования. А сейчас между ними развернулась настоящая судебная война. В конфликт вынужден был вмешаться председатель ДОСААФ России, генерал армии Александр Дворников. Он обратился к главе Чувашии Олегу Николаеву с просьбой создать комиссию по урегулированию спорных вопросов.

"Правда ПФО" следит за развитием событий.
Авторские права на данный материал принадлежат «Правда ПФО». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка