О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Увидит ли Якутия небо в дирижаблях?

Дирижабли - небесные киты воздушного океана - считаются самой экономически выгодной альтернативой транспортной авиации Якутии. Тема дирижаблей возникает время от времени в информационном поле республики. У этого вида транспорта есть и свои ярые фанаты-энтузиасты, и довольно авторитетные пессимисты, которые говорят, что не будет из этого никакого толка!

Но, скажем прямо, республика еще никогда не была так близка к своему транспортному флоту дирижаблей, как сейчас. Еще в 2018 году Арктическим инновационным центром СВФУ и Долгопрудненским конструкторским бюро автоматики (ДКБА) был создан консорциум "Дирижабли Якутии". А в феврале 2022 года экс-председатель Правительства Якутии Андрей Тарасенко поручил Министерству транспорта региона заключить соглашение с участниками проекта по эксплуатации дирижаблей в Якутии.

Дирижабли для нас собираются строить на площадках АО "Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики" (ДКБА, входит в госкорпорацию "Ростех"). Это предприятие уже имеет компетенции по строительству дирижаблей с грузоподъемностью до 30 тонн и дальностью полета до 4 тыс. километров. Длина такого дирижабля  - 130 метров, диаметр - 30 метров.

Сложно сказать, как двигается этот проект сегодня, ведь в данное время ДКБА загружено заказами, связанными с оборонными проектами и работой на СВО. Но проект уже защищен, научная группа ведет дальнейшие изыскания. Сформирован технический облик современного грузового дирижабля, который должен выполнять транспортные операции с учетом сложных климатических условий республики. Предполагается, что это будет полужесткая конструкция на основе алюминиевых сплавов и композитов. А сам дирижабль грузоподъемностью  60 тонн станет полностью беспилотным. Есть и поддержка  Фонда перспективных исследований (ФПИ). Можно сказать, что эта тема интересна "Ростеху" и еще интересней - Якутии.

Дирижаблям не нужны ни аэропорты, ни эллинги и причальные мачты. Он прилетит в любое место, выгрузится и доставит куда надо любые грузы. Себестоимость полетов у них кратно меньше, чем у транспортных самолетов. Мечта, а не транспорт! Еще из плюсов - запасы газа Чаяндинского месторождения, которые содержат значительные объемы гелия, необходимого для надежных и безопасных полетов. Правда, до промышленного отбора гелия дело до сих пор  не дошло. Но факт в том, что гелий есть.

Здесь можно вспомнить, что Якутск уже видел дирижабли. 18 августа 1929 года в 7 часов утра над городом пролетел дирижабль "LZ 127 Zeppelin", совершавший кругосветный полет.  С него сбросили три свертка с почтой. Дирижабль мог развивать скорость до 120 км/ч и преодолевать без посадки до 14 тыс. км. Его кабина вмещала 35 пассажиров, а экипаж состоял из 25 человек.

Но у дирижаблей есть и серьезная оппозиция. Так, авиационный альянс "Аэрохимфлот" высказал по поводу проекта дирижаблей даже не критику, а свое полное "против". Глава альянса Клим Галиуллин заявил, что дирижабли имеют огромную парусность, подвержены обледенению, и зависят от погоды.

"В Арктике очень сильные ветры. Легко представить ситуацию, когда вместо движения в нужном направлении дирижабль понесет совсем в другую сторону. У него огромная парусность, и, чтобы противостоять ветра , необходимо серьезно увеличивать мощность двигателей, что для дирижабля неприемлемо - это не истребитель", - заявил и заслуженный пилот России Николай Поляков.

Правда, после поговаривали, что "Аэрохимфлот" имеет виды на Арктику со своими самолетами. Мол, вся их критика как раз отсюда и растет. Но, как бы то ни было, надежда увидеть в небе республики воздушный флот дирижаблей далеко не призрачна.
Авторские права на данный материал принадлежат «Якутия-daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка