ТАСС
5 декабря 2023, 11:20
В атаке "Меч". Что сделал для военной авиации Антон Якименко
38 лет летной службы, 7 934 полета на 39 типах разных самолетов, 5 680 часов в воздухе - это все о летчике-асе Антоне Якименко
В боях с японцами
События у реки Халхин-Гол, происходившие с мая по сентябрь 1939 года, сегодня называют "военным конфликтом" между СССР и Японией, хотя некоторые историки полагают, что это была настоящая локальная война на территории Монголии. Были задействованы артиллерия, танки, а также сотни самолетов с обеих сторон.
Прошедшие воздушные бои показали высокое мастерство маневра и ведения огня летчиками противника. То и другое было настолько отработано, что с любого положения, и даже находясь кверху колесами, летчики вели огонь, но, как мне показалось, больше для острастки. Я заметил, что многие авиаторы противника стреляли даже по далекой и недосягаемой цели. Бой 22 июня принес нашему полку успехи, но и немало тяжелых утрат. Погиб командир полка майор Николай Глазыкин и другие боевые товарищи. По количеству участвовавших в сражении самолетов и сбитых машин - их оказалось 43 - военная история до того времени еще не знала подобных примеров. Антон Якименко, из книги "Прикрой, атакую! В атаке - "Меч".
Москве нужно было предпринять решительные контрмеры и усилить советскую группировку. 20 августа 1939 года провели наступательную операцию, которая началась утром с авиационного налета на позиции противника. В воздух были подняты 153 бомбардировщика при поддержке 100 истребителей, один из которых пилотировал Якименко. Затем последовала мощная артиллерийская подготовка и новый воздушный налет…
Однажды эскадрилья, куда входил Антон Якименко, в сильной облачности была атакована группой японских истребителей Ki-27 (получивших в СССР обозначение И-97). Легкие и маневренные, они обрушились с высоты, имея преимущество в скорости. Один из наших летчиков неожиданно оторвался, ушел вниз. Японцы не могли проигнорировать возможность одержать легкую победу и ринулись на этот И-16, но потеряли скорость и не смогли резко взмыть. Этим и воспользовалась наша группа, одну из побед одержал Якименко.
В боях наметился перелом. К утру 31 августа территорию Монголии удалось полностью очистить от японских войск, через полмесяца было подписано соглашение между Советским Союзом, Монголией и Японией о прекращении военных действий. Тем не менее Халхин-Гол выявил целый ряд серьезных проблем. В отличие от советского лучшего истребителя И-16 смешанной конструкции, цельнометаллический Ki-27 был легче, имел закрытый фонарь кабины, оснащался компактной радиостанцией. В нашей истребительной авиации команды все еще отдавались визуальными сигналами - покачиванием крыльями и жестикуляцией, наведение истребителей с земли осуществлялось при помощи белых полотнищ в форме стрел.
Уже тогда, по его собственному признанию, у Якименко возникла мысль создать небольшую, хорошо управляемую группу для наращивания сил в воздушном бою, где бы летчики хорошо понимали друг друга; а самолеты повсеместно оборудовать приемо-передающими радиостанциями.
Руководить и сбивать
Теперь уже лейтенант с тремя победами в боях и ранением в ногу, в августе 1939 года Антон Якименко за мужество и героизм был удостоен звания Героя Советского Союза. А в 1940 году капитан Якименко получил назначение инспектором по технике пилотирования 67-го иап в город Ржев. Несомненно, в том, что этот полк, переброшенный вскоре в город Болград Одесской области, успешно встретил войну, нанес серьезный урон румынским ВВС в Бессарабии, была и его заслуга.
В следующем году он поступил на курсы усовершенствования штурманов и окончил их. В уже военном сентябре - новое назначение - заместителем командира 292-го иап на Южном фронте, где он летал на хорошо изученном И-16 и встретил Великую Отечественную войну.
В октябре 1941 года Якименко поручили сформировать и возглавить полк - 427-й иап, - освоить новый истребитель Як-1. Полк сражался на Волховском фронте, где преимущественно вел разведку и штурмовал неприятельские войска; следующим летом - уже на Юго-Западном фронте, сдерживая перешедшего в наступление противника; позже - на Калининском фронте при наступлении Красной армии прикрывал штурмовики. Наиболее ожесточенные бои в небе развернулись в июне 1942 года (при отражении вражеского наступления на Волчанск и Купянск) - майор Антон Якименко открыл личный счет в войне с фашистской Германией, сбив 23 и 24 июня по два истребителя и два бомбардировщика врага.
В бою группа "Меч"
Битва на Курской дуге началась "по немецкому сценарию" - противник наступал, захватил локальное господство в воздухе над районом битвы, наши войска вели тяжелую оборону. Особенно сложная ситуация сложилась на южном фасе, где сражался 427-й иап. Командир полка Якименко не только наблюдал за действиями подчиненных, указывал на ошибки, стремился поддержать молодых, но и сам участвовал в боях.
Однажды неприятельские танки едва не ворвались на аэродром полка в поселке Васильевское, пришлось срочно реагировать. Остановить натиск немцев не удавалось несколько дней, был понесен существенный урон (хоть он и был меньше, чем у соседних полков): к 3 августа 1943 года, когда 427-й передали с Воронежского на Степной фронт, при 579 боевых вылетах потери составили семь истребителей и шесть летчиков.
Противник практически во всех схватках имел перевес по численности самолетов. Майор Якименко, которого поддержал командир 4-го истребительного авиакорпуса генерал Иван Подгорный, предложил создать подразделение для наращивания сил в ходе боя, как практиковали немцы. В начале августа 1943 года, перед Белгородско-Харьковской наступательной операцией, была создана специальная группа из 12 истребителей, укомплектованная лучшими летчиками 427-го иап, под кодовым названием "Меч" (возглавил капитан Матвей Зотов, часто ведущим вылетал и сам Якименко). Очень скоро группа "Меч" показала высокую эффективность не только в ходе этого сражения, но и над Украиной, Молдавией, Венгрией…
Лишения и возвращения
В истории 427-го иап, входившего в 5-ю воздушную армию 2-го Украинского фронта, в начале июля 1944 года произошло два события: Краснознаменный полк, показавший "образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности", был преобразован в 151-й (также стали гвардейскими дивизия и авиакорпус, куда входил полк). И при проведении проверки был отмечен ряд недостатков и упущений, обнаружены случаи нарушения дисциплины личного состава, в результате чего некоторые командиры, включая подполковника Якименко, лишились своих должностей. Возможно, дело было в переутомлении личного состава в ходе боев.
Тем не менее столь опытный и многократно отличившийся в боях летчик-командир не мог долго оставаться не у дел. Вот строки из документов об Антоне Якименко, который осенью 1944 года был назначен инспектором-летчиком по технике пилотирования 150-го гв. иап: "Своими смелыми и продуманными действиями увлекает ведомых на выполнение боевых заданий; летая ведущим, он смело вступает в бой и навязывает свою волю противнику, не обращая внимание на возможное численное преимущество врага".
С конца ноября 1944-го Якименко - командир 150 гв. иап. Война шла к завершению, однако бои над Будапештом и Балатоном, где приходилось сражаться против не только гитлеровских люфтваффе, но и венгерских ВВС, отличались длительностью и ожесточенностью. Во главе гвардейцев он на Як-3 одержал свои последние две победы.
За годы Великой Отечественной Якименко произвел 244 боевых вылета, провел 29 воздушных боев, сбил лично 15 вражеских самолетов, трижды сажал свою подбитую машину. А мечты организовать грамотное управление подчиненными в воздухе не остались просто задумкой.
Широкое использование радиосвязи позволило его группам добиваться внезапности, выполнять задания стремительными ударами и без потерь возвращаться на свой аэродром, Из представления Антона Якименко к ордену Красной Звезды командиром 13-й гв. истребительной дивизии полковником Иваном Тараненко.
После войны
Служба кавалера семи боевых орденов продолжилась и после окончания военных действий: с октября 1947 года - в должности старшего инспектора-летчика по технике пилотирования воздушной армии в Закавказье, затем - командира 105-й авиационной дивизии ПВО, дислоцированной в Германии. В 1955 году Якименко окончил Военную академию Генерального штаба, после чего долгое время командовал ВВС Северо-Кавказского военного округа, был удостоен звания "Заслуженный военный летчик СССР".
С 1967 по 1972 год генерал Антон Якименко возглавлял авиацию в ДОСААФ СССР, был заместителем председателя ЦК этого общества. Однако большинство его инициатив по реформированию не получили поддержки, и генерал-лейтенант авиации ушел в запас. При этом его эмоциональные и яркие выступления на разных мероприятиях вряд ли кого могли оставить равнодушными и запомнились надолго. Написанная им книга "Прикрой, атакую! В атаке - "Меч" выдержала несколько переизданий.
Почти до последних дней он активно делился опытом с молодежью. Неслучайно его удостоили в 1994 году ордена Дружбы народов "за заслуги в ветеранском движении и активное участие в патриотическом воспитании молодежи", а сын Сергей и внук Дмитрий стали летчиками-истребителями.
Не стало генерала Антона Якименко 6 декабря 2006 года на 94 году жизни.
Автор - Дмитрий Хазанов
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 26, 2024
Генеральным директором провайдера "Аэрофлот Техникс" станет Марат Терещенко
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Пассажирам Nordwind теперь доступны Отели Островка
Ноябрь 26, 2024
В аэропорту Домодедово открылся сервис по ремонту мобильных устройств