О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В ГосНИИАС прошло заседание Научного совета РАН

17 ноября 2023 года под председательством члена-корреспондента Российской академии наук (РАН) О.А. Степанова в ГосНИИАС* состоялось заседание Научного совета по теории и процессам управления (Совет) при отделении энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН.

На площадке ГосНИИАС собрались ведущие ученые РАН, вузов и промышленности. Среди них академики РАН Е.А. Федосов, С.Ю. Желтов, Д.А. Новиков, И.А. Каляев, В.А. Соловьев, Ф.Л. Черноусько, Е.И. Якушенко, Е.В. Шахматов, а также члены-корреспонденты РАН О.А. Степанов, Н.В. Кузнецов, А.Г. Ченцов, С.А. Решмин и Н.Н. Болотник. В заседании приняли участие представители Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Института проблем машиноведения РАН, Института проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН и других научно-образовательных организаций.

Ключевой целью мероприятия стало обсуждение результатов научных исследований и путей консолидации усилий ученых по формированию нового научного направления, которое станет фундаментом для развития авиации - высокотехнологичных воздушных судов с искусственным интеллектом (ИИ) на борту.

Поскольку заседание было посвящено обсуждению вопросов, связанных с реализацией технологий интеллектуализации бортового оборудования воздушных судов, в качестве площадки для обсуждения передовых идей был выбран ГосНИИАС, обладающий значительным научно-техническим заделом в области ИИ.

В рамках мероприятия для членов Совета была проведена экскурсия, которая сочетала в себе ретроспективный обзор и презентацию современных технологий: стендовой базы проектирования бортового оборудования воздушных судов, развиваемых институтом. В музее ГосНИИАС, где представлены достижения и вклад ученых в развитие отечественной авиации, для участников выступил заместитель генерального директора по науке С.Ю. Желтов.

Заместитель генерального директора, профессор РАН Н.И. Сельвесюк продемонстрировал линейку виртуальных и полунатурных стендов, созданных институтом: универсальный стенд прототипирования информационно-управляющего поля кабины экипажа; процедурные тренажеры для обучения экипажей, стенды отработки отдельных бортовых функций и систем, полунатурные испытательные комплексы отработки и интеграции бортового оборудования - "Электронные птицы" самолетов МС-21 и SJ-100. Н.И. Сельвесюк подчеркнул, что широкое использование математического моделирования, использование сквозных технологий проектирования и унификация программно-аппаратных решений в полунатурных стендах позволяют существенно ускорить проектирование современного бортового оборудования.

Заседание приветственным словом открыл генеральный директор ГосНИИАС С.В. Хохлов.

"Одной из важнейших задач научного сотрудничества Совета и ГосНИИАС является пополнение научно-технического задела, который поможет отечественным разработкам сохранить лидирующие позиции в мировой авиационной науке. Научные объединения в нашей стране - это двигатели инноваций и технологического развития, они создают платформу для обмена знаниями, опытом и идеями между учеными разных дисциплин. В этой связи совместная работа сотрудников ГосНИИАС, ученых РАН и других специалистов ведущих научно-исследовательских организаций России позволит добиться значимых результатов в области создания перспективных высокотехнологичных летательных аппаратов…", - отметил в ходе своего выступления Сергей Владимирович.

В ходе заседания ученые института представили совместный доклад на тему "Задачи и технологии искусственного интеллекта в процессах управления воздушных судов". В своем выступлении заместитель генерального директора, профессор РАН В.В. Косьянчук рассмотрел цели, задачи и этапы постепенной интеллектуализации бортового оборудования.

"Сегодня включение автоматизированных помощников пилота, созданных с применением технологий искусственного интеллекта, становится необходимым условием при планомерном развитии бортового оборудования. Искусственный интеллект может помочь нам сделать авиацию не только "умной", но и более безопасной, эффективной и удобной для пассажиров…", - подвел итог своего выступления Владислав Викторович.

Директор по направлению "Искусственный интеллект и техническое зрение", профессор РАН Ю.В. Визильтер, в свою очередь, рассказал о развиваемых технологиях и их применении в гражданской авиации.

Кроме того, на заседании выступили заведующий лабораторией Института проблем управления РАН, д.ф-м.н. профессор РАН, М.В. Хлебников с докладом "Оптимизация расхода топлива в интеллектуальном комплексе управления ВС", заведующий лабораторией Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, к.ф-м.н. А.Н. Путилин с докладом "Технологии дополнительной реальности в интеллектуальном комплексе управления ВС" и главный научный сотрудник Института психологии РАН, д.п.н. В.Н. Носуленко с докладом "Пространственный звук в задачах интеллектуального управления ВС".

Все представленные доклады вызвали высокий интерес. В процессе обсуждения участники заседания пришли к выводу о необходимости объединения усилий организаций РАН, НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского", ГосНИИАС и других заинтересованных организаций, представленных членами Научного совета для совместного решения вопросов, связанных с интеллектуализацией бортовых комплексов воздушных судов.

*Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное автономное учреждение "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем" (ФАУ "ГосНИИАС") входит в состав Национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е. Жуковского" (НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского").
Авторские права на данный материал принадлежат «ГосНИИАС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка