МАИ
23 сентября 2024, 17:55
В МАИ готовят коммерческую версию БАС "Контур" с ПО собственной разработки
Беспилотная авиационная система (БАС) "Контур" разрабатывалась в рамках участия МАИ в программе "Приоритет-2030" как инструмент охранного подразделения. Дрон способен реагировать на подозрительное поведение людей, на оставленные на территории вещи, через громкоговоритель передавать голосовые сообщения или сигналы тревоги.
Все эти и многие другие задачи беспилотник решает за счет программного обеспечения, разработанного специалистами МАИ.
- Обычно на БАС используют иностранное ПО Mission Planner, но для "Контура" мы разработали свое ПО. Поскольку потенциальные пользователи нашего дрона - сотрудники охранных фирм, перед нами стояла задача сделать максимально простое ПО, с интуитивно понятным интерфейсом, которым смогут пользоваться люди, не сильно разбирающиеся в дронах. С его помощью пользователь может, отмечая контрольные точки, простроить траекторию полета, управлять камерой и прожектором, включать громкоговоритель, отслеживать местонахождение дрона и остаточный заряд аккумулятора, - рассказывает директор Центра БЛА МАИ Юрий Бухарев.
"Контур" - это не просто беспилотник, а полноценный сотрудник охранного подразделения. Он не только следит за обстановкой со своей полетной камеры, но и может получать информацию от стационарных камер, расположенных на объекте. Всего система способна в режиме реального времени обрабатывать видеопоток с 30 камер одновременно.
Данные видеонаблюдения на "Контуре" транслируются через наземную часть управления на специальный сервер, где они обрабатываются при помощи созданного IT-Центром МАИ программного обеспечения с искусственным интеллектом. Это большой конвейер из 16 нейросетей, который анализирует данные на предмет нарушений и, если они обнаружены, выдает предупреждение пользователю. Если происходит какое-то подозрительное действие, камера, в обзор которой оно попало, передает изображение сразу на общий план видеостены, привлекая тем самым внимание сотрудника охраны.
- Для обучения искусственного интеллекта сотрудниками IT-Центра МАИ была проделана большая работа. Мы не просто настроили нейросеть на распознавание объектов, таких как люди, автомобили, забытые вещи. Нейросеть обучали на изображениях драк, пожаров, снятых как со стационарных камер, так и с воздуха. Прошлой осенью мы представили наш софт на конкурсе "Экстренный поиск", где мы отрабатывали применение этой нейросети, и по результатам отбора вышли в финал. Софт неплохо показал себя в распознавании людей в самых разных позах и костюмах, - говорит доцент кафедры 806 "Вычислительная математика и программирование", заместитель начальника IT-Центра МАИ Петр Ухов.
Главная задача "Контура" - повысить эффективность и экономичность работы охранного подразделения. Так, один оператор может использовать три дрона одновременно, причем благодаря системе RUTM все они будут летать по разным траекториям, кратно увеличивая площадь охвата, что позволяет создать единое воздушное пространство на охраняемой территории. "Контур" экономичен в полете. Он способен патрулировать объект более 40 минут с максимальной полезной нагрузкой в 2 кг, тем самым не уступая лучшим аналогам на рынке беспилотных летательных аппаратов. При этом он имеет потенциал на увеличение полетного времени. Когда датчик напряжения сигнализирует о том, что у аппарата садится батарея, "Контур" в автоматическом режиме по самому короткому пути направляется на взлетно-посадочную площадку и самостоятельно приземляется.
- В случае приобретения "Контура" мы предлагаем заказчику набор опционального оборудования для полезной нагрузки: несколько вариантов прожекторов, камер (в том числе с инфракрасным каналом). Исходя из этого набора, возможно комбинирование полезной нагрузки на одном аппарате, - отмечает Юрий Бухарев.
В апреле 2024 года в МАИ собрали уже третий по счету "Контур", который проходит испытания на отработку системы точной посадки и другого дополнительного функционала ПО. По итогам испытаний будет собран четвертый аппарат. В частности, его посадочная камера будет оснащена оптическими светофильтрами, что сделает возможным автоматическую точную посадку даже при ярком солнечном свете.
Параллельно с доводкой аппарата идут работы по созданию его коммерческой версии. Она будет создаваться на базе разработанного студией Siberian Design Centre дизайн-макета дрона. Уже сейчас проектом заинтересовалась крупная российская охранная фирма.
- В наших планах внести новые важные усовершенствования в ПО. Так, мы хотим сделать систему расчета времени заданного пути. Это исключит возможность не достижения дроном точки назначения. Если оператор задал дистанцию, превышающую возможности аккумуляторной батареи, интеллектуальная система сможет предупредить, что для выполнения этой задачи аппарату не хватит заряда. Кроме того, ведутся работы по внедрению умной системы планирования пути: дрон будет строить оптимальные маршруты до цели с учетом самостоятельного облета препятствий, - добавляет инженер-конструктор Олег Баровик.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 19, 2024
Работа по запуску сухумского аэропорта идет в штатном режиме
Ноябрь 19, 2024
Ректор МГТУ ГА Борис Елисеев принял участие в конференции по беспилотной авиации