О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В России появились три новых аэропорта-миллионника

По итогам 2023 года в России стало больше аэропортов-миллионников, теперь их 31: планку преодолели Саратов, Оренбург и Грозный. Но из списка выбыл Архангельск - более полугода аэропорт был закрыт на реконструкцию полосы

По итогам 2023 года в России выросло число аэропортов, обслуживающих в год более 1 млн пассажиров, выяснил РБК на основе опубликованных и представленных редакции данных.

К миллионникам добавились Гагарин (Саратов), обслуживавший 1,07 млн пассажиров, аэропорт Оренбурга (1,04 млн пассажиров), сообщил РБК представитель "Аэропортов регионов", управляющей компании этих аэропортов. Также планку в миллион пассажиров впервые удалось преодолеть аэропорту Грозного, который нарастил пассажиропоток на 29,3% по сравнению с позапрошлым годом.

При этом удержаться в списке в прошлом году не удалось аэропорту Талаги (Архангельск) - он обслужил только 430 тыс. пассажиров, сообщили РБК в пресс-службе администрации губернатора области. С мая по декабрь аэропорт был закрыт на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, вместо него рейсы принимал аэропорт местных линий Васьково.

Максимальный прирост по трафику - у иркутского (+44%) и казанского (на 29%) аэропортов. "Рекордный показатель пассажиропотока является результатом проведенной работы по расширению маршрутной сети, увеличению числа рейсов на уже имеющихся направлениях - как совместно с нашими базовыми авиакомпаниями Nordwind Airlines и татарстанской UVT aero, так и с другими партнерами", - сообщили в пресс-службе авиаузла. Там отметили, что аэропорт на рейсах Nordwind развивается как транзитный пункт для пассажиров из Сибири и городов Средней Азии, следующих в города запада и юга России. Среди наиболее востребованных стыковочных маршрутов рейсы из Душанбе в Москву и Петербург, из Бишкека в Москву и из Томска в Сочи. В пресс-службе аэропорта Иркутска причиной роста назвали развитие внутреннего туризма: "Люди летят на Байкал". В результате Иркутск занял 12-ю строчку рейтинга (сразу после туристического Калининграда), а Казань - восьмую, поднявшись с десятой.

Снизился воздушный трафик в прошлом году только у Домодедово и Внуково, а в Новом Уренгое (аэропорт попал в список миллионников в 2022 году) остался практически на том же уровне (+2%, 1,06 млн человек).

Таким образом, число аэропортов-миллионников выросло до 31 с 29 в 2022 году. Среди региональных портов (вне Московского авиаузла и Санкт-Петербурга) восемь принадлежат крупнейшей аэропортовой сети "Новапорт" (бизнесмен Роман Троценко), семь - в собственности правительств субъектов регионов, пять - в управлении "Аэропортов регионов" Виктора Вексельберга, и четыре аэропорта - у структур Олега Дерипаски (Сочи, Красноярск, Владивосток и Южно-Сахалинск). Аэропорт Оренбурга с 2021 года принадлежит холдингу "Аэропорты большой страны" (АБС; совместное предприятие "Новапорта" и "Аэропортов регионов"). При его создании в 2019–2020 годах акционеры планировали вкладываться в развитие аэропортов с пассажиропотоком от 50 тыс. до 500 тыс. человек в год.

В Росавиации и Минтрансе не ответили на запросы РБК. Представитель "Аэродинамики" (владеет аэропортом Сочи) не ответил на запрос РБК.

Кандидаты в миллионники

Близки к преодолению отметки в миллион пассажиров оказались еще ряд аэропортов. В Благовещенске (входит в АБС) обслужили 914 тыс. пассажиров, в Елизово (Петропавловск-Камчатский, входит в "Аэропорты регионов") - 900 тыс. человек, сообщил представитель холдинга. Более 916 тыс. пассажиров обслужил аэропорт Владикавказа, в Чите (Забайкальский край) было обслужено более 731 тыс. (+26% к 2022 году), сообщил представитель "Новапорта".

Как летают в Москве

Среди московских аэропортов крупнейшим традиционно оказался Шереметьево, который нарастил пассажиропоток в прошлом году до 36,6 млн человек. В тройке лидеров произошли изменения - Пулково (Санкт-Петербург) сместил Домодедово, пассажиропоток которого снизился на 6% по сравнению с 2022 годом, до 19,9 млн человек.

"Учитывая объективный тренд на развитие региональных перевозок, минуя Москву, и переориентацию туристических потоков в стране, Домодедово активно работает над привлечением новых авиакомпаний-партнеров и расширением маршрутной сети", - сообщили РБК в пресс-службе этого авиаузла. Из 19,9 млн около 14 млн было обслужено на рейсах по России, 6 млн - на международных направлениях.

Пассажиропоток Внуково в 2023 году составил 14,5 млн человек (-11,6% к 2022 году): "Доля пассажиропотока на международных линиях в сравнении с 2022 годом увеличилась с 37 до 55%".

Впервые попавший в рейтинг миллионников в прошлом году подмосковный Жуковский в этом году по-прежнему остался в списке - его пассажиропоток достиг отметки 1,45 млн человек, что на 4,3% больше, чем в 2022 году, и на 9,8% выше результатов 2019 года. "Указанный результат стал возможен благодаря сохранению в расписании аэропорта широкой программы международных маршрутов (авиакомпания Red Wings) и рейсов в государства СНГ ("Уральские авиалинии"), а также возобновлению партнерства с иностранными авиакомпаниями Corendon Airlines (Турция) и Somon Air (Таджикистан)", - сообщил РБК представитель аэропорта.

Будет ли рост дальше

Как отмечает исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов (МАА) Сергей Никотин, аэропорты всегда готовы к росту объемов в пределах своих возможностей: "Практически у большинства аэропортов потенциальные возможности сейчас превышают реальные объемы перевозок. Соответственно, потенциал для роста есть у всех аэропортов страны".

Потенциал развития региональных аэропортов еще не исчерпан, соглашается и исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев: "Государственная политика в целом направлена на стимулирование межрегиональных полетов, минуя Москву. Внутренний туризм будет продолжать активно развиваться, по крайней мере до тех пор, пока выездной туризм будет сопряжен с рядом сложностей - закрытые направления, проблемы с оплатой услуг и так далее".

Рост трафика в Иркутске Пантелеев объясняет интересом как российских, так и зарубежных туристов, прежде всего из Китая. "В пандемию трафик аэропорта сильно пострадал, а вот восстановление шло несколько медленнее, чем у соседей. Сейчас можно сказать, что от реализации отложенного спроса аэропорт перешел к генерации нового трафика", - сообщил эксперт. Что касается Казани - это и туристический, и одновременно промышленный город, а в условиях СВО и санкций деловая активность местных предприятий кратно возросла, добавляет эксперт. Оренбург и Саратов, по словам Пантелеева, вышли в миллионники ожидаемо. "Оба города продолжат наращивать перевозки. Саратову "угрожает" только проект строительства аэропорта в Балаково, но на ближайшие годы вероятность реализации этого проекта очень мала", - отмечает эксперт.

А вот московские аэропорты продолжают ощущать на себе влияние кризиса: Домодедово и Внуково для развития нужна авиакомпания, способная конкурировать с группой "Аэрофлот" в Москве. S7 Airlines, базовым аэропортом которой являлся Домодедово, теперь "переносит центр тяжести" своего бизнеса в Новосибирск и отчасти в Иркутск, напоминает эксперт. А у "Уральских авиалиний" и Utair не видно амбиций агрессивно сражаться за столичного пассажира, эти компании очень рационально оценивают перспективы каждого нового маршрута из Москвы, говорит Пантелеев. В Шереметьево же присутствуют все три авиакомпании группы "Аэрофлот", конкурировать с такой группировкой сложно, заключил он.

До восстановления международных перелетов, и прежде всего в Европу, перспективы Московского авиаузла представляются скромными, соглашается и Сергей Гришунин, управляющий директор рейтинговой службы НРА. "Для внутренних рейсов потенциал их роста ограничен, правда, ситуация может улучшиться за счет азиатского направления, но и на Востоке становится все менее безопасно. А значит, ждать мощного турпотока туда не следует", - считает эксперт.

Автор: Анастасия Львова
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка