МАИ
26 ноября 2024, 13:25
В шесть раз быстрее скорости звука: доцент МАИ Михаил Тяглик рассказал о гражданских самолетах нового поколения
Этапы развития авиационной электроники
Внедрение средств автоматизации управления в авиацию проходило в несколько этапов.
В 1950-1960-е годы бурно развивалась сверхзвуковая авиация. Однако расплатой за скорость стало ухудшение характеристик устойчивости и управляемости из-за значительной трансформации собственной динамики воздушного судна при переходе на сверхзвук. Тогда в перечне бортового радиоэлектронного оборудования появились первые средства автоматизации контура ручного управления и новый тип индикаторов - директорные приборы, снижающие загрузку летчика на этапе посадки.
1970-1980-е годы ознаменовались разработкой дистанционных систем управления. Роль средств автоматизации управления самолета в эти годы изменилась: теперь они стали придавать воздушному судну необходимые пилотажные свойства.
Но не все проходило гладко. С внедрением средств автоматизации появились побочные эффекты, которые могли привести к авиационным происшествиям. Например, при пилотировании гражданских самолетов Airbus и Boeing был выявлен эффект раскачки самолета летчиком. В 1990-х авиаконструкторы разработали критерии, формирующие систему параметров самолет-летчик и включили ее в нормативные требования. Это позволило предотвратить раскачку на вновь создаваемых самолетах.
- Проектирование авиационной техники - сложный и ответственный процесс, который требует учета множества факторов и использования передовых технологий. Одним из ключевых аспектов проектирования является автоматизация процессов. Применяемые средства позволяют повысить эффективность работы, снизить вероятность ошибок и обеспечить соответствие стандартам безопасности, - отмечает Михаил Тяглик.
С тех пор развитие авиационной электроники и вычислительной техники претерпело существенные, даже революционные изменения. Использование бортовых вычислительных машин позволило обеспечить желаемые характеристики устойчивости и управляемости, чего раньше можно было достичь лишь за счет аэродинамических свойств и конструкции самого изделия.
Цифровые технологии и ИИ в авиации
В современной гражданской авиации системы управления ограничивают выход на опасные режимы и углы полета, используют интегральные законы управления, делающие пилотажные свойства самолета наилучшими, рассказал Михаил Тяглик.
Воздушные суда оснащаются новыми средствами отображения информации, в том числе теми, которые используют индикаторы на лобовом стекле. Благодаря этим техническим решениям удалось существенно повысить безопасность пилотирования.
Что касается искусственного интеллекта в бортовых системах самолета, он может быть весьма полезным в вопросах диагностики различного рода неисправностей. К примеру, сбор и анализ данных с датчиков гидросистемы позволяет спрогнозировать течь гидравлической жидкости. Традиционно такие данные собирались и обрабатывались человеком, однако в последнее время все чаще появляются программные продукты, позволяющие автоматизировать этот процесс и выдачу рекомендаций по обслуживанию отдельных узлов и агрегатов.
- То же касается и других элементов летательных аппаратов: формирование базы данных о перегрузках и деформациях позволяет спрогнозировать развитие усталостных трещин в элементах конструкции и произвести своевременную замену или ремонт, - добавляет эксперт.
Перспективы IT-технологий в авиасистемах
Развитие авиационной электроники и бортового радиоэлектронного оборудования открыло возможности для создания принципиально новых типов гражданских самолетов.
Так, в России ведется работа над сверхзвуковым пассажирским самолетом нового поколения. Такое судно сможет развивать в два раза большую скорость, чем обычные самолеты. А в будущем можно ожидать появления гиперзвуковых пассажирских судов, способных летать со скоростью, превышающую скорость звука в шесть раз.
Создание летательных аппаратов нового типа неизбежно требует внедрения новых технических и технологических решений. Например, без дополнительных инструментов сверхзвуковой самолет нового поколения будет неустойчив на посадочных режимах из-за особенностей конструкции. Чтобы добиться желаемых характеристик, необходима проработка сложных алгоритмов для бортового радиоэлектронного оборудования.
Для наблюдения закабинной обстановки пилотам придется использовать показания измерителей и датчиков в сочетании с компьютерной графикой. Также ученые внедрят в алгоритмы системы управления элементы искусственного интеллекта, что обеспечит их перенастройку и реконфигурацию в зависимости от условий полета, внешних возмущений и возможных отказов, формируя наилучшие динамические свойства на всех режимах полета.
Необходимо учитывать, что воздух вокруг гиперзвуковых самолетов из-за сильного нагрева ионизируется, в результате чего существенно меняется аэродинамика. Поэтому предстоит использовать не классические системы управления, а адаптивные, которые будут изменять свою структуру в соответствии с условиями полета. А это, безусловно, потребует использования искусственного интеллекта и нейросетевых подходов.
- Искусственный интеллект обладает значительным преимуществом по сравнению с традиционными алгоритмами. И когда будут решены проблемы его безопасного использования в критически важных системах, он сможет повысить надежность авиационной техники и позволит создавать летательные аппараты нового поколения с выдающимися характеристиками, - заключает Михаил Тяглик.
Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 26, 2024
Генеральным директором провайдера "Аэрофлот Техникс" станет Марат Терещенко
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Пассажирам Nordwind теперь доступны Отели Островка
Ноябрь 26, 2024
В аэропорту Домодедово открылся сервис по ремонту мобильных устройств