СибНИА им. С. А. Чаплыгина
21 мая 2024, 15:02
В СибНИА продолжаются работы по исследованию применимости принципов бионического дизайна в авиастроении
В работе для проверки предположения возможности экономии веса при сохранении прочностных и жесткостных характеристик по сравнению с оригинальным кронштейном выбран кронштейн цилиндров уборки-выпуска фюзеляжных створок основных опор шасси самолета RRJ-95. На прошлом этапе рассмотрено шесть случаев нагружения конструкции при испытании на остаточную прочность: два штатных случая, возникающих при эксплуатации, и четыре случая при отказе одного из цилиндров. Сотрудники сектора с помощью конечно-элементного расчета получили оптимизированную деталь и сравнили показатели тензодатчиков с аналитическим расчетом.
На текущем этапе работы специалисты изготовили прототипы оптимизированного узла с помощью аддитивных технологий 3D-печати, после чего провели экспериментальные исследования конструктивно-подобных образцов (КПО) для валидации расчетной модели на статическую и остаточную прочность. По результатам работ провели оценку эффективности практического применения генетических алгоритмов к структурно-параметрической оптимизации типовых элементов конструкции самолетов.
Все КПО при статических испытаниях выдержали расчетную нагрузку без разрушения и видимых повреждений. Характер деформирования при нагружении КПО имел линейную зависимость от нагрузки. Тем не менее наблюдается большой разброс по показаниям тензодатчиков практически для всех КПО. В первую очередь это обусловлено различной формой кронштейнов, материалом и высокими градиентами напряженно-деформированного состояния. В пределах одного варианта конструкции показания трех измерений практически совпадали. При исследовании на остаточную прочность образца из алюминия марки Д16Т, выполненного методом фрезерования, установлено, что нагрузка в момент разрушения составила 7627 кгс. Это примерно в девять раз больше нагрузки, принятой в качестве эксплуатационной для данного КПО. Также отмечается потеря устойчивости пластин проушин из своей плоскости.
Результаты работы могут быть использованы для оценки применимости генетических алгоритмов к решению задач структурной оптимизации бионических конструктивно-силовых схем самолетов транспортной категории.
Авторские права на данный материал принадлежат «СибНИА им. С. А. Чаплыгина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 3, 2025
AZUR air возобновила прямые рейсы во Вьетнам из Владивостока
Апрель 3, 2025
Ювелирные изделия на 5 млн рублей обнаружили домодедовские таможенники у пассажирки из Дубая
Апрель 3, 2025
"Вертолеты России" открыли новую "Фабрику процессов" в Татарстане
Апрель 3, 2025
Компания "МОСПРЕСС" впервые примет участие в выставке HeliRussia 2025