ЦАГИ
6 мая 2024, 11:39
В ЦАГИ создан комплекс технологий неразрушающего контроля композиционных материалов
Чтобы не допустить авиационных происшествий с летательными аппаратами, в которых применяются ПКМ, необходимо своевременно и правильно оценивать состояние композитных элементов планера. Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") и специалисты его технологического стартапа - компании "Солютерм" - разработали целый комплекс технологий, направленных на выявление дефектов и повреждений авиационных конструкций из ПКМ. Это такие инновационные продукты, как не имеющее аналогов ударочувствительное покрытие обшивки летательного аппарата, лазерный ультразвуковой дефектоскоп-глубиномер и новейший аппаратно-программный комплекс Solirt Pro.
Каждый из этих проектов обладает большими возможностями в части работы с композитами и высоким потенциалом для коммерциализации. Например, покрытие обшивки планера, предназначенное для обнаружения мест ударов, атмосферостойко, термически стабильно в интервале температур от -60°C до +100°C, устойчиво к воздействию плесневых грибков, минеральных масел и органических растворителей. В ближайшее время планируется его сертификация. Лазерный ультразвуковой дефектоскоп-глубиномер способен с большой точностью определить глубину и размеры малозаметных ударных повреждений композитных агрегатов и оценить внутренние разрушения материала. На настоящий момент создан действующий макет прибора.
Аппаратно-программный комплекс ИК-термографии Solirt Pro может обнаруживать скрытые производственные и эксплуатационные дефекты в композиционных обшивках деталей самолетов и вертолетов методом теплового контроля. В 2023 году был изготовлен первый предсерийный образец комплекса, сегодня ведутся его испытания и доводка. "Примечательно, что еще несколько лет назад Solirt Pro разрабатывался совместно с концерном Airbus Innovations. С введением антироссийских санкций и уходом Airbus с российского рынка ЦАГИ и "Солютерм" самостоятельно продолжили работы по развитию и внедрению данной технологии в России", - рассказал генеральный директор компании "Солютерм" Дмитрий Померанцев.
Также к проекту "Солютерм" присоединился новый индустриальный партнер в лице ООО "Научно-инженерная компания", обладающий многолетним опытом работы с компанией Boeing. Таким образом сформировался научно-технический задел, объединились компетенции отечественных научных центров, новые инженерные подходы ведущих производственных предприятий и понимание лучших западных практик.
"Помимо выше перечисленного, специалистами компании разрабатывается линейка уникальных автоматизированных аппаратно-программных комплексов для термографической активной дефектоскопии ПКМ на базе нейросетей - новое слово в неразрушающем контроле композитных конструкций. Все эти продукты действительно уникальны и имеют хорошие перспективы в авиации. Отмечу, что представители промышленности заинтересовались разработками "Солютерма", и мы уже видим первые продажи", - отметил руководитель центра развития и трансфера технологий Технопарка ЦАГИ Сергей Живаев.
Технологии неразрушающего контроля института и компании "Солютерм" планируется применять также для беспилотной авиации. В 2024-2025 годах будет разработана новая версия наземного измерительно-вычислительного комплекса для выявления неисправностей и дефектов в композитных конструкциях пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Предполагается, что ряд задач по проекту будет решаться на площадке Технопарка в сфере высоких технологий ЦАГИ.
Компания "Солютерм" начала свою деятельность по созданию методов неразрушающего контроля в 2014 году. В настоящее время это дочернее предприятие института, ответственное за доведение технологий до серийного продукта, и резидент Технопарка ЦАГИ. Доля компании выкуплена стратегическим партнером института - ООО "НИК", что является успешным опытом коммерциализации созданной с нуля инновационной технологии.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.
Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область).
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 17, 2024
США увеличат расходы на лазерное оружие для борьбы с дронами
Май 17, 2024
Пограничники лондонского аэропорта "Хитроу" объявили о проведении забастовки
Май 17, 2024
В НГТУ имени Р. Е. Алексеева создали БПЛА на базе МАЗа
Май 17, 2024
СМИ: Китай, вероятно, построил первый в мире специальный авианосец для БПЛА