О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вадим Королев: "Ту-214 и МС-21 не соперничают. Всем нам предстоит поставить 600 гражданских самолетов"

Глава "Туполева" о модернизации КАЗа на 90 млрд и о том, где искать 2,5 тыс. рабочих

Максимум через три года КАЗ должен начать строить Ту-214 по принципу автомобильного конвейера, поэтому стартовавшая в ноябре новая модернизация завода ведется по ускоренной схеме. Но когда, наконец, завершится та, что началась в 2016 году? Какого выходца из Казани ОАК назначил куратором "Туполева"? Почему до сих пор нет обещанных денег из ФНБ, а только кредиты? Чем завершилась история о замечаниях "Аэрофлота" к облику Ту-214? Как складываются отношения с коллегами-конкурентами из "Яковлева"? Об этом "БИЗНЕС Online" в своем первом интервью СМИ рассказал управляющий директор "Туполева" Вадим Королев.

На 102-м году

К началу 2010-х годов исполин "Туполев" лежал на боку. В гражданские перевозки не пошел ни один из предлагавшихся им новых самолетов, в том числе уже летавшие Ту-334 и Ту-204СМ. Ту-204 сняли с производства, производственная площадка в Ульяновске отошла "Ильюшину", а Ту-214 объявили слишком дорогим, а потому пригодным только для спецавиации. "Туполев" больше не рассматривался как производитель гражданских самолетов - ставку сделали на Superjet и МС-21. В военном сегменте фирма достроила пару заделов Ту-160, поддерживала парк стратегов и дальников. Была надежда на проект военно-транспортного Ту-330, но и он остался невостребованным.

Вернулась интрига и в гражданской области. Первые надежды возникли в связи с назначением в 2021 году председателем совета директоров "Туполева" президента Татарстана Рустама Минниханова. Ранее он, как и его предшественник на посту главы республики Минтимер Шаймиев, не раз высказывал недоумение по поводу того, что "туполя" и отечественные самолеты вообще оказались выдворенными из гражданской авиации.

К тому времени "Туполев" все больше привязывался к Казани, которая и без того была главной производственной базой компании. В 2020 году стало известно, что КАЗ готовят к максимально полному объему испытаний самолетов. Поговаривали и о переезде фирмы в столицу РТ. Об особых правах на участие в делах "Ту" республиканские руководители говорили давно - и завуалированно, и вполне открыто. В РТ напоминали, что в 90-е, когда все рушилось, республика сделала многое, чтобы спасти КАЗ. Иногда поговаривают, что это самопиар властей Татарстана, но факты доказывают обратное, и корреспондент "БИЗНЕС Online" слышал благодарные высказывания в адрес РТ и от старожилов туполевской штаб-квартиры.

Весной 2022 года, после прекращения поставок в Россию импортной авиатехники, Минниханову выпал шанс перевести планы в дело. Правительство России положительно отреагировало на его предложение возобновить выпуск Ту-214 - после 15-летнего перерыва. Планы Казани и "Туполева" были восприняты не всеми, но точку в "прениях" поставил визит на КАЗ в июне нынешнего года премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Он дал понять, что возрождение Ту-214 это не каприз отдельно взятой фирмы или республики, а насущная необходимость. Тезис был подкреплен обещанием выделить на программу 41,8 млрд рублей из ФНБ и 42 млрд заемных. Впрочем, "борьба идей" продолжается, хотя и в более завуалированной форме. Но, как бы то ни было, месяц назад дан старт новой, теперь гражданской, модернизации КАЗа. Речь идет и о создании следующего поколения Ту-214.

Решением этих задач руководит Вадим Королев. Управляющим директором "Туполева" его назначили в мае 2021 года, и он стал 5-м за 10 лет главой компании. Такая скорость смены руководителей тоже много говорит о былом (надеемся) состоянии "туполей".

И напомним, в октябре "Туполеву" исполнился 101 год.

Когда завершится реконструкция КАЗа, и почему до сих пор нет денег из ФНБ

- Вадим Владимирович, еще не успела завершиться одна модернизация Казанского авиазавода - филиала "Туполева" (КАЗ), как началась вторая, под строительство Ту-214 - 9 ноября заложили новые цеха. Какая из этих программ масштабнее?

- Модернизация по оборонно-промышленной программе получилась продолжительной - она ведется с 2016 года, поэтому ее масштабность, возможно, не так видна, а в целом они сопоставимы. Выполнив обе, получим новый завод с абсолютно другими по сравнению с нынешними возможностями. Программа реконструкции и перевооружения под Ту-214, конечно, амбициозна по срокам - 2-2,5, край - 3 года, иначе будет проблематично вовремя выйти на заданный темп производства.

- Когда завершится уже идущая модернизация? Это планировали сделать в 2020-м.

- Задача - строительную готовность обеспечить в этом году, но один объект, вероятно, перейдет на 2024-й. Сроки определяются, в том числе, структурой самих работ. На начальном этапе решили в приоритетном порядке заниматься реконструкцией существующих площадей, а уже следом строительством новых. Между тем, это действующее производство, его не закроешь, поэтому все эти годы подрядчики передавали нам площади фрагментами, передвигались медленнее, чем могли.

Вадим Королев. Краткая биография

Королев Вадим Владимирович. Родился 25 октября 1969 года.

В 1992 году окончил Харьковское высшее военное авиационное инженерное Краснознаменное училище по специальности "Летательные аппараты и силовые установки". Кандидат экономических наук.

В 2012 году окончил Высшую школу бизнеса Государственного университета управления по специальности "Корпоративное управление и корпоративные финансы".

До прихода в "Туполев" занимал различные должности в Вооруженных силах РФ.

С 2015 года - заместитель генерального директора "Туполева".

С 2016 года - заместитель генерального директора, директор программы Ту-160.

С апреля 2021 года - первый заместитель генерального директора по управлению программами.

С 23 июня 2021 года - управляющий директор.

- Что за цеха предстоит построить под Ту-214?

- Первый - механообработки: более 100 обрабатывающих центров, которые закроют для Ту-214 почти всю номенклатуру деталей этой категории. Второй - агрегатно-сборочный, его пристроим к огромному цеху окончательной сборки, который сегодня возводится. Получим комплекс с поточной линией по типу автомобильного конвейера. Такой принцип реализован в Иркутске для сборки МС-21, в Ульяновске, для Ил-76МД-90А и в Луховицах, для Ил-114-300. Ввиду сжатости сроков строить начинаем по ускоренной схеме, предусмотренной нормативной базой и согласованной на уровне правительства.

- Насколько понимаю, цех окончательной сборки, о котором идет речь, предназначался для других машин…

- Да, мы поменяли его назначение - он полностью отдан под программу Ту-214.

- Заявлено, что на нее выделят 41,8 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Начали ли поступать деньги?

- Сейчас, на первой стадии, финансирование идет за счет кредитных средств.

- Денег из ФНБ не будет?

- Будут. Мы заряжены на то, чтобы не снижать темп работ, поэтому в силу времени, которое необходимо для организации получения средств ФНБ, начальную стадию финансирования заполняют кредиты. Потом они будут компенсированы деньгами ФНБ. Напомню, в июне на совещании у премьер-министра Михаила Мишустина говорилось о двух этапах финансирования - выделении средств из ФНБ и об облигационном займе.

- Речь шла о 42 миллиардах займа. В итоге, получается почти 84 миллиарда…

- Совместились две программы: по выходу на выпуск с 2025-го 10-ти, а с 2027-го - 20-ти Ту-214 в год. В сумме это более 90 миллиардов.

- Есть ощущение, что должность второго первого заместителя ОАК, на которую назначили Константина Тимофеева, ввели в первую очередь из-за преображения КАЗа…

- Не могу прокомментировать это предположение. Константину Петровичу поручили строительный блок ОАК, вопросы стратегического развития корпорации. И, да, он куратор "Туполева" - это логично с учетом того, что новый замгендиректора выходец из Татарстана, и, как я убедился, его в республике знают.

- И, что принципиально важно, он энтузиаст авиации и сам летает.

- Меня поразила такая история. Как-то Рустам Нургалиевич (Рустам Минниханов - президент Татарстана - авт.) спросил его что-то о Ту-214, и он ответил "не знаю", а потом, чтобы узнать, прошел обучение на этот тип в Ульяновском университете гражданской авиации и получил свидетельство пилота.

Чего хотят авиакомпании, и выстроилась ли кооперация по Ту-214

- Уже понятно, что с реализацией прогнозного плана поставок Ту-214 трудности…

- Работаем напряженно, но есть задержки. Во-первых, разогнаться непросто из-за пропускной способности КАЗа: раньше он делал в среднем полтора Ту-214 в год, а теперь стоит задача роста на порядок. Во-вторых, схему доведения ресурсов на масштабирование производства можно назвать уникальной, поэтому формирование соответствующих правил потребовало больше времени, чем предполагалось изначально. Это сказывается на сроках техперевооружения - и у нас, и, насколько понимаю, по нашей кооперации. Сейчас необходимые меры выработаны, деньги пошли.

- Какие машины сдадите в 2024 году?

- Первые поставки предполагают Ту-214 для "Аэрофлота" и в специальном исполнении.

- Контракт с "Аэрофлотом" - на сколько самолетов?

- Твердый - на 11, а всего в интересах группы - на 40, он заключен с лизинговой компанией "Авиакапитал-Сервис". Поставка поэтапная - это правила самой комплексной программы развития авиационной отрасли России до 2030 года. Сегодня подписали контракт на 11, получаем авансы, запускаем производство, поставляем, потом - следующие. Аванс на первые 5 машин мы получили, запустили закупку металла, производство деталей по кооперации.

- "Аэрофлот" выдал 99 пунктов замечаний - что надо изменить в пассажирском салоне. Они будут учтены?

- Собственно замечаний не было - нормальный рабочий процесс. "Аэрофлот" с учетом своего опыта сказал о дополнительных пожеланиях к лайнеру. Часть из них - к нам, а другая может быть реализована за деньги заказчика. Интерьер согласован. Определен и в целом технический облик машин для "Аэрофлота". Подход гибкий, поскольку у Ту-214 хороший потенциал модернизации. Вот с авиакомпанией "Якутия" подписано только соглашение о намерениях на 10 машин, но мы уже сейчас вышли на согласование требований - в счет будущего контракта, чтобы потом не терять время.

- "ЮВТ Аэро" какие-то требования выдвигала?

- Нет, были только нетрудоемкие моменты, которые согласовывались на ходу.

- Сколько Ту-214 находится в производстве, и на какой оно стадии? На стапелях что-то есть?

- Один - в цехе окончательной сборки. По другим работа на стадии агрегатной сборки, сборки панелей. Отмечу, что такие работы запускаются для 4-5 машин.

- Выстроилась ли кооперация по строительству Ту-214?

- Почти со всеми партнерами заключили контракты еще до получения заказов от перевозчиков, и весь первый транш от авиакомпаний отдали предприятиям кооперации. Себе ни копейки не оставили: на собственные нужды будем тратить из второго транша. Работа организована.

- Многое ли надо импортозаместить?

- Нет. Для большей части компонентов разработка не потребовалось, просто необходимы небольшие доработки. Но есть и элементы в процессе разработки.

- Есть ли уверенность в том, что ОДК сможет ритмично поставлять двигатели?

- Пока коллеги подтверждают поставку в нужных объемах.

- Двигатели для новых Ту-214 будут отличаться от нынешних?

- Нет. ПС-90А отработан, и коллеги-двигателисты пока не видят целесообразности в серьезных усовершенствованиях. Да, можно сделать его чуть экономичнее, немного тяги добавить, но это не стоит требуемых вложений. Если в будущем проводить ремоторизацию, то на совершенно новые двигатели.

Об отношениях с "Иркутом", смене главного конструктора Ту-214 и переезде "Туполева" в Казань

- В июне вы заявили о твердых контрактах на 20 Ту-214, соглашениях о намерениях на 67 самолетов и заявках от потенциальных заказчиков на 61 борт. Можете назвать этих реальных и потенциальных заказчиков?

- Твердые контракты с коммерческими авиакомпаниями упомянуты выше. Из нового появились машины для специального летного отряда "Россия" (СЛО) и других спецзаказчиков. Тогда я говорил о 150-ти самолетах. Это мы подсчитали до 2033-го, потому что у нас есть программы, которые по срокам реализации уходят к этому году, а к 2030-му - поставка 115 самолетов.

- Спецборта засчитываются за новое строительство или речь идет только о коммерческих машинах?

- Засчитываются.

- В сентябре СМИ сообщили о том, что СЛО будет обновлять парк, в том числе Ту-214…

- Есть такая программа, и для нас она важная часть гарантированного спроса на самолеты.

- По известным данным, авиакомпания Red Wings должна получить два ранее летавших Ту-214. Когда это произойдет?

- По одному из бортов его владелец - "Ильюшин Финанс и Ко" (ИФК, входит в ОАК - авт.) - завершает процедуру восстановления лентой годности и вскоре передаст его в Red Wings. Кстати, ее проводили в Казани при участии компании "КАПО Авиа". Второй Ту-214 ОАК видит на какое-то время летающей лабораторией для испытаний обновленных комплектующих. Потом планируем передать машину коммерческому эксплуатанту.

- Кто будет обслуживать и ремонтировать Ту-214 новых серий?

- Любая сертифицированная на данный тип компания. Сегодня это "КАПО Авиа", КАЗ, "Туполев Техник". Но сертификат хотят получить и "Аэрофлот", и ульяновский "УЗГА Инжениринг". Эксплуатант сам будет выбирать, куда лететь на обслуживание.

- Как будет решаться административный казус с тем, что "Туполев" выпускает гражданские самолеты, оставаясь в дивизионе стратегической и специальной авиации ОАК? Заявлена схема, при которой постройка самолетов - за "Ту", а маркетинг, продажу и послепродажное обслуживание контролирует "Яковлев", вызывает вопросы. Тема особо интересна в виду очевидного соперничества Ту-214 и МС-21.

- "Казус" - неподходящее слово. "Туполев" - ядро дивизиона стратегической авиации ОАК, в этой части у нас сверхамбициозные задачи и сверхответственность, и при этом мы занимаемся Ту-214. В "Яковлеве", как основе дивизиона гражданской авиации, собраны компетенции по созданию гражданских продуктов и управлению их жизненным циклом с учетом требований коммерческих авиакомпаний. Сегодня у перевозчиков порядка 160-ти Superjet. Чтобы выстроить для них систему послепродажного обслуживания, коллегам потребовалось много времени и ресурсов, сегодня она работает. И, по большому счету, такие вещи, как платформа ППО, логично делать не под каждый отдельный тип, а под линейку. И в том, что сегодня заместитель гендиректора ОАК по гражданской авиации и генеральный директор "Яковлева" Андрей Иванович Богинский ведет общее руководство направлением гражданской авиации, есть логика. Тем более что Ту-214 и МС-21 не соперничают, а дополняют друг друга. Напомню, всем нам вместе - и ОАК, и кооперации - до 2030 года предстоит поставить 600 гражданских самолетов. Работы и места на рынке хватит всем.

- По нашим данным, произошла смена главного конструктора Ту-214…

- Игорь Кабатов - опытный человек, много лет отдал работе на "Туполеве", он наш товарищ. У него возникли личные обстоятельства. "Туполев" - достаточно сильный конструкторский и производственный коллектив. Преемственность для нас - не пустое слово, поэтому вахту Игоря продолжит другой достойный человек из нашей команды. Решения уже приняты.

- Несколько раз заходил разговор о переезде "Туполева" в Казань…

- Высказывались разные идеи. Вспоминаю такую историю. Когда Рустама Нургалиевича назначили председателем совета директоров "Туполева", он впервые приехал к нам. Было у него свободных полтора часа, в итоге 6 часов показывали ему все - и хорошее, и нехорошее. Он подошел к окну кабинета Алексея Андреевича (Туполева (Андрей Николаевич в этом кабинете не успел побывать), а там Яуза, церковь. И тут колокола зазвонили. Он и говорит: "Намоленное место, чего отсюда уезжать?"

О кадровой политике, надежде на КНИТУ-КАИ, туалетах, раздевалках столовых

- КАЗу требуются рабочие и инженеры. Не представляю, где вы их найдете, особенно основных производственных рабочих…

- Непростая задача. Сильно надеемся на казанские учебные заведения, хотя, понятно, что в республике рынок очень конкурентный: и мы, и КВЗ, и подразделение УЗГА, и Зеленодольский судостроительный, не говоря уж о других отраслях - доставке, логистике, торговле. Выстраиваем отношения с вузами. Как и у других предприятий ОАК, у нас программа целевой подготовки - в КНИТУ-КАИ, МАИ, МВТУ имени Баумана, Московском энергетическом институте. Но нас сегодня в большей мере интересует Казань - потому что люди нужны, прежде всего, на КАЗ. В этом году открыли на заводе кафедру КНИТУ-КАИ. Да, целевики - это малая часть, но, уверен, они - только начало. На чес по регионам России вряд ли стоит так уж рассчитывать, но мы готовим такую программу по ряду областей. В ближайшие три года надо дополнительно найти не менее 2,5 тысяч основных производственных рабочих.

- Чем будете заманивать?

- Прежде всего, зарплатой. В этой области положительные изменения. Есть директивное требование "Ростеха" и ОАК о том, чтобы средняя зарплата на заводе была на 10 процентов выше средней по городу. Сделать это одномоментно тяжело, идем поэтапно. Оплату труда отдельных категорий работников вижу явной несправедливой, будем выравнивать, где-то даже точечно.

Намерены привлекать и жильем. Работаем с Госжилфондом Татарстана, есть квота в районе "Салават Купере". Согласен, не совсем удобное место, но с чего-то надо начинать. На сегодня 10 семей пошли по программе арендного жилья - предприятие компенсирует 50 процентов. Появились программы ипотечного кредитования, которые ранее были только в Москве и Жуковском: компенсируем половину процентной ставки, но человек обязуется отработать у нас не менее определенного срока. Достаточно строгая история: если увольняется раньше - возвращает предприятию деньги, которые оно за него заплатило, и пару раз мы так уже делали. Но все справедливо, почему на эти программы и очередь.

Занимаемся благоустройством. Надо, чтобы работники перестали чувствовать себя в постоянно действующей стройке. Людям нужны простые вещи - отремонтированные туалеты, раздевалки, хорошая столовая. Кстати, за год сильно улучшили качество питания - нашли нормальных подрядчиков.

Проблему кадров обсуждали на недавнем заседании совета директоров "Туполева". Сформирована рабочая группа для ее решения. Сейчас пишем программу привлечения и удержания персонала, до конца года прокатаем ее на уровне Рустама Нургалиевича, начнем работать.

- "Туполев" будет партнером КНИТУ-КАИ по программе передовых инженерных школ?

- На том же совете директоров получили одобрение на участие в ПИШ. Фактически у нас неимущественный взнос в софинансирование программы: это все затраты на целевиков, кафедру, практику и другая помощь, которую можем оказать институту.

О следующем поколении Ту-214, программе Ту-204СМ и судьбе Ту-334

- Генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь заявил о том, что формируется предложение по созданию следующего поколения Ту-214. Что имеется в виду?

- У нас есть такое предложение. Первое направление - создание самолета под двухчленный экипаж. Его должны испытать в 2026 году. Но сохраним и машины с двумя пилотами и бортинженером: военным, спецслужбам требуется минимум трехчленный экипаж… Второе направление - создание короткой версии, по типу Ту-204-300. Может получиться эффективный самолет для полетов на длинные плечи типа Москва - Владивосток… И третье направление - грузовой самолет. Эту историю запускаем инициативно - хотим, чтобы, когда придет время, у нас было что показать. Грузовик потенциально очень востребован, например, у нас есть заявка от одной авиакомпании, которая хоть сейчас взяла бы 10 бортов.

- "Туполев" уже создал самолет с двухчленным экипажем - Ту-204СМ. Если упрощенно, можно взять и перенести эту кабину на Ту-214?

- Ту-204СМ получил сертификат типа 13 лет назад, это был прорыв, но сегодня тот комплекс бортового оборудования устарел. Напомню, тогда решили выстрелить суперхорошим продуктом - начали программу МС-21, и очень много - порядка 80-ти - занимавшихся СМ сотрудников "Туполева" перешло в "Иркут" (сегодня переименован в "Яковлев" - авт.). В итоге получилось, что система управления общесамолетным оборудованием, позволившая реализовать на СМ двучленный принцип, получила развитие в МС-21, а мы сегодня, по сути, берем ее и докручиваем под себя.

- Что будет с двумя находящимися на хранении Ту-204СМ?

- Они принадлежат Ульяновскому авиазаводу. Есть интересант, который готов их выкупить и восстановить для эксплуатации.

- В свое время КАЗ возлагал большие надежды на то, что ему поручат строительство военно-транспортного Ту-330. Тема закрыта?

- Сегодня - да. Мы сосредоточены на выполнении задач по стратегической, специальной и гражданской авиации.

- Несколько лет назад вполне официально говорили о военных модификациях Ту-214…

- Такое будущее у самолета есть.

- Также в прессе не раз всплывала информация о том, что с "Туполевым" вот-вот заключат контракт на модернизацию 30-ти Ту-22М3 - до стандарта Ту-22М3М…

- Пока речь идет о нескольких самолетах, но мы понимаем, как и в какие сроки при постановке соответствующей задачи модернизировать существующий парк.

- На КАЗе все еще находится опытный Ту-334. Что с ним будет?

- В замысле Ту-334 - отличная машина, но в свое время не доведенная до серии. Я один из немногих, кто летал на ней как служебный пассажир, в том числе, лет 15 назад, когда мы демонстрировали ее в аэропорту Казани коллективу авиакомпании "Татарстан". Потом взяли с собой в Жуковский ее шеф-пилота и старшего бортинженера, дали поуправлять. Очень хорошее впечатление было… Стоящую на заводе машину однозначно сохраним, на лом не пустим.
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка