О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Видеть все и даже больше: зачем пилотам шлем дополненной реальности

Пилот воздушного судна - профессия, предполагающая несение огромной ответственности за жизни пассажиров и членов экипажа. И сегодня все больший вклад в обеспечение безопасности людей на борту вносят прорывные технологии. Например, в качестве одного из помощников пилота в ближайшем будущем рассматривают AR-шлем. Что это такое и как работает - подробно рассказал инженер Центра "Авионика" Московского авиационного института Глеб Боярский.

Дополненная реальность, или Augmented reality - АR, активно проникает в различные сферы жизни. Это уникальная технология, с помощью которой цифровые элементы накладываются на реальную среду, и у человека возникает совершенно иное, дополненное восприятие окружающего пространства. Не обошла стороной AR и авиационную индустрию. Уже сегодня визуализированные данные широко используются при подготовке пилотов к полетам, включая проецирование нештатных ситуаций на борту. Но когда же пилоты опробуют AR в небе?

Как отметил Глеб Боярский, применение летчиками шлемов дополненной реальности уже не за горами. Это позволит им, сидя за штурвалом, следить за всем, что происходит вокруг лайнера: технология дополненной реальности "достроит" среду, в которой он находится. Кроме того, у шлема с AR есть еще один существенный плюс: он всегда будет показывать пилоту идеальную картинку пространства за бортом - даже в условиях реальной нулевой видимости, поскольку в памяти устройства будут храниться самые мельчайшие подробности траектории полета. Это в разы снизит риски аварийных ситуаций, в частности, при взлете и посадке.

Глеб Боярский рассказал, что работа по созданию AR-шлемов для пилотов сегодня ведется как в России, так и за рубежом. А непосредственно в Московском авиационном институте, в Центре "Авионика", занимаются созданием прототипов систем отображения информации на имитаторе нашлемной системы целеуказания и индикации (НСЦИ) и систем управления бортовым комплексом на основе регистрации отображения взгляда пилота.

С помощью НСЦИ летчик может смотреть сквозь самолет на 360 градусов. AR избавит пилота от напряженного слежения за приборной доской и сократит время на принятие решения в ходе полета.

Глеб Боярский добавил, что инструмент тестируют на базе стенда сверхзвукового пассажирского самолета. Концепт его кабины подразумевает работу только одного члена экипажа, а также отсутствие переднего остекления и использование технического зрения.

- Благодаря тому, что весь инструментарий доступен для кастомизации, появляется возможность итерационно сформировать и обосновать технические требования к будущим НСЦИ, системам бортового оборудования, эргономике и логике работы экипажа. Так мы отрабатываем концепцию "прозрачного фюзеляжа", когда виртуальные камеры в составе модели формируют изображение окружающего самолет пространства и выводят изображение на очки (AR-шлем). Такой метод позволяет пилоту видеть пространство даже под самолетом, - уточнил Глеб Боярский.

По мнению специалиста МАИ, повсеместное применение удобных систем может начаться уже в ближайшие годы.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка