О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Власти РФ дадут Ростеху около 300 млрд рублей. Деньги пойдут и на модернизацию Иркутского авиазавода

К 2030-му ИАЗ должен выпускать до 72 самолетов МС-21 в год

Правительство России одобрило выделение займа Ростеху из Фонда национального благосостояния в размере 283 миллиардов рублей. Как следует из распоряжения Кабмина РФ, инвестиции направят в том числе на модернизацию Иркутского авиазавода и выполнение планов по выпуску 270 самолетов МС-21 к 2030 году.

Деньги выделяются в рамках определенной ранее комплексной программы Ростеха по расширению производства воздушных судов, агрегатов, приборов и двигателей. Согласно документу, проектная мощность Иркутского авиазавода по выпуску лайнеров МС-21 к 2030 году должна составить до 72 бортов в год. Кроме того, должна быть создана система послепродажного обслуживания воздушных судов. Объем внутреннего и экспортного рынков до 2040 года оценивается в 990 самолетов МС-21.

В документе указаны различные этапы модернизации Иркутского авиазавода, необходимые для выполнения программы по строительству МС-21. В частности, до 2026 года планируется провести техническое перевооружение механосборочного, агрегатно-сборочного и заготовительно-штамповочного производств, реконструкцию гальванического корпуса, логистического центра и очистных сооружений, а также построить архивы и главную понизительную подстанцию.

В Иркутске также планируется поэтапное увеличение производственных мощностей для того, чтобы авиазавод мог наращивать количество выпускаемых бортов. Так, к концу 2024-го нужно обеспечить функционирование производственных площадок для выпуска от шести самолетокомплектов, к концу 2025-го - от 12 самолетов. Максимума предприятие должно достигнуть к декабрю 2029 года - от 72 самолетокомплектов.

Кроме того, в Комсомольске-на-Амуре до июня 2024 года необходимо подготовить и освоить производство предкрылков самолета МС-21, а до декабря 2026-го - создать центр специализации по сборке дверей лайнера. Вместе с тем инвестиции направят и на другие предприятия Ростеха, задействованные в производстве компонентов для сборки иркутского МС-21. Они находятся в Ульяновске, Казани, Нижнем Новгороде, Воронеже и Москве.

Общая сумма запланированных инвестиций в программу Ростеха составляет более триллиона рублей. Деньги направят не только на развитие проекта МС-21, но и на выпуск других российских самолетов - Sukhoi SuperJet-100, Ил-114–300, Ил-96–300 и Ту-214.

МС-21 - среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14.

Производимый в Иркутске МС-21 неоднократно попадал в поле зрения журналистов. В частности, телеканал "Звезда" в рамках программы "Военная приемка" рассказывал о создании компонентов для сборки лайнера в условиях санкций, а наши коллеги из издания 116.RU выяснили, чем он отличается от самолета Ту-214, который производят в Казани и который также призван заменить зарубежные аналоги на отечественном рынке.

Сертификационные испытания лайнер проводил в 2021 году, в частности, в декабре самолет впервые сел в Иркутске на гражданском аэродроме - в городском аэропорту. В августе 2022-го машина совершила сотый полет с отечественными двигателями ПД-14 в подмосковном Жуковском.

Изначально предполагалось, что первые шесть серийных лайнеров МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году. Тогда же, по заверениям главы Минпромторга России Дениса Мантурова, должно было начаться и серийное производство МС-21. Но вице-премьер РФ Юрий Борисов позже сообщил, что выпуск лайнеров могут отложить на 1–2 года из-за санкций западных стран.

В конце ноября 2022-го первый МС-21 получил ливрею авиакомпании "Россия". А в конце апреля 2023-го самолет перекрасили в новую ливрею ОАК для участия в международном авиасалоне МАКС-2023.

Кроме того, корпорация "Иркут" намерена в 2026–2027 годах ввести в эксплуатацию ангарный комплекс для технического обслуживания российских самолетов SSJ-100 и МС-21. Его разместят в Шереметьево. Предполагается, что "Аэрофлот" до 2025 года должен получить 18 самолетов МС-21. В число других эксплуатантов лайнера войдут также дальневосточная "Аврора" (хотя изначально говорилось, что авиакомпания не будет закупать иркутские самолеты) и белорусская "Белавия". Отметим, что в Белоруссии планируют производить комплектующие для обслуживания МС-21.

В апреле глава Ростеха Сергей Чемезов заявил РИА Новости, что государство будет субсидировать закупки МС-21 для отечественных авиакомпаний, за счет чего и снизится цена.

По информации источников газеты "Ведомости" в госструктурах, новый отечественный пассажирский самолет МС-21 будет стоить для российских авиакомпаний около 3,2 миллиарда рублей за штуку. Это примерно в два раза дешевле, чем сопоставимые по вместимости Boeing или Airbus. При этом в июне 2023-го появилась новая информация о стоимости российского лайнера - тогда его оценили уже в 4,3–4,6 миллиарда рублей, что дороже зарубежных аналогов.

Первый испытательный полет самолета МС-21, собранного полностью из импортозамещенных комплектующих, планируется в 2024 году, хотя изначально должен был состояться до конца 2023-го. Президент России Владимир Путин заявил, что в стране к 2030 году планируют произвести более тысячи отечественных самолетов и МС-21 - среди них. Недавно МС-21 успешно прошел тесты на безопасность при максимальной загрузке в 211 пассажиров.

Автор: Даниил Конин
Авторские права на данный материал принадлежат «ИрСити.ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка