TV Губерния
22 августа 2024, 09:25
Воронежский летчик-испытатель Александр Молокостов: "Самолет - это просто груда металла, пока не поднимешь его в небо"
Офицер в третьем поколении
Александр Леонидович родился в Феодосии. В 1978 году Молокостовы приехали в Воронеж, куда главу семьи направили военным представителем на авиационный завод. Связь с Воронежем оказалась судьбоносной - здесь наш герой учился в школе, отсюда в 1984 году отправился поступать в Тамбовское высшее военное Краснознаменное училище летчиков им. Марины Расковой. После его окончания в звании лейтенанта и с дипломом летчика стратегической дальней авиации поехал служить в азербайджанский Кировабад (сейчас Гянджа). Но когда начались территориальные и межнациональные конфликты, Александра Молокостова перевели в Таганрог, затем - в Забайкалье. Потом была служба в Оренбурге, а в 2003 году Александр Леонидович вернулся в Воронеж.
- Мне приходилось много летать по России и странам бывшего Советского Союза. В 1989 году в Узбекистане мы эвакуировали этнических турок-месхетинцев, армян и азербайджанцев - доставляли беженцев на Ил-76 в Центральную Россию, - рассказывает летчик.
Он перевозил гуманитарную помощь пострадавшим во время землетрясения в Армении. Участвовал в чеченской кампании - переправляя в Моздок личный состав, боеприпасы, различные грузы, технику. Его карьеру военного можно назвать достаточно успешной: в 25 лет Александр стал командиром экипажа Ил-76, а в 27 - командиром отряда и инструктором.
- Моя работа никогда не была напрямую связана с боевыми действиями. Военно-транспортные самолеты обычно не летают в зоне "горячих" точек, потому что они слишком легкая цель, - делится Александр Молокостов.
На вполне естественный вопрос о чувстве страха Александр Леонидович ответил так:
- Человек, который не боится, - сумасшедший. Страх должен быть - это нормальная реакция на опасность. Важно уметь контролировать этот страх. Если же он становится паническим, стоит задуматься: а что ты делаешь в этой профессии?
О своем выборе, сделанном в юности и навсегда, Александр Молокостов не жалел ни разу. Он просто не представляет себя в другой стихии, не авиационной.
- У меня дед - офицер, отец - офицер и я - офицер. Я присягал на верность своему Отечеству, ему и служу, - говорит Александр Леонидович. - Понятие патриотизма сильно изменилось. Поколение, родившееся в 90-е годы, часто рассматривает жизнь только с потребительской точки зрения, без чувства долга и ответственности. Радует, что ситуация исправляется: нынешняя молодежь в возрасте до 25 лет сильно отличается от "потерянного поколения".
Летчиков много, испытателей - единицы
Профессия летчика-испытателя требует не только мастерства и храбрости, но и высокой ответственности. А каждый полет - это возможность разгадать тайны новейших разработок и предупредить потенциальные опасности.
В профессию летчика-испытателя Александр Молокостов пришел в 36 лет, пройдя обучение в Ахтубинске Астраханской области. Вскоре после этого он совершил свой первый полет на Ил-96, только что сошедшем с конвейера Воронежского авиазавода. Молокостов занимал место второго пилота, а командиром экипажа тогда был Заслуженный летчик-испытатель России Юрий Зубрицкий.
- Первым за штурвал нового лайнера всегда садится летчик-испытатель, - рассказывает наш герой. - Разница между ним и обычным летчиком огромна. Летчик-испытатель - это тот, кто тестирует воздушные судна до того, как они выходят в серийное производство. Самолет, сходящий с конвейера, - это просто груда металла, и он оживает только после того, как летчик-испытатель поднимет его в небо.
Получается, что представители именно этой профессии больше остальных рискуют жизнью?
- Действительно, абсолютно безопасной нашу работу не назовешь, - соглашается пилот. - Но я всегда надеюсь на инженерно-технический состав, который готовит технику, на наших конструкторов, которые изобрели этот самолет и довели его до полета. Поэтому страха нет, есть только уважение и осторожность, которые должны быть в любой профессии.
Любопытно, что не существует определенного количества полетов, после совершения которых летчик-испытатель дает добро на серийное производство и эксплуатацию воздушной техники.
- Для каждого типа самолета есть свое количество испытательных полетов в разных режимах, - раскрывает секреты профессии Александр Леонидович. - Сначала оцениваем его аэродинамические характеристики, управляемость и маневренность. Затем тестируем критические режимы - полеты на предельные углы атаки и максимальной скорости, проверяем навигационные системы и автопилоты. Мы летаем экипажем: командир, второй пилот, штурман, бортовой инженер. На пассажирских самолетах работает еще кабинный экипаж, который проверяет, как работает салон на высоте - что происходит с обшивкой, креслами, системой кондиционирования и множеством других параметров.
Несмотря на философское отношение к жизни и абсолютное доверие к команде производителей, даже самые опытные летчики-испытатели переживают психологический стресс. Александр Молокостов справляется с ним вылазками на природу и полетами на безмоторных летательных аппаратах - планерах.
С любовью к небу
Так сложилось, что в последние годы почти все прорывные инновационные истории происходят в виртуальном пространстве.
- Действительно, создается впечатление, что научно-технический прогресс немного приостановился, вернее, ушел в "цифру". Но и сегодня у нас есть молодые конструкторы, способные вдохновить на новые идеи. Правда, желающих становиться летчиками-испытателями немного: средний возраст коллег в нашей стране - 57 лет. Чтобы изменить эту тенденцию, нужно создавать условия для вдохновения молодежи, пробуждать в них интерес к авиации и другим сферам, где они смогут реализовать свои мечты. Причем со школьной скамьи - открывать кружки по моделированию, проводить детские соревнования по авиационным видам спорта, развивать целую культуру, пропитанную любовью к небу и авиации. Сейчас - самое время, - уверен летчик-испытатель.
СПРАВКА
Александр Молокостов имеет более 6 тысяч часов налета, около 3 тысяч из них приходятся на испытания. Он тестировал самолеты, производимые на ВАСО, в том числе "президентский борт" Ил-96-300 в 2021 году. Имеет статус ветерана боевых действий, награжден орденом Мужества за заслуги в испытании и освоении новой авиационной техники.
Авторские права на данный материал принадлежат «TV Губерния». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы