О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Восстановленный советский боевой истребитель И-16 поднялся в небо над Новосибирском

7 мая 2024 года в Новосибирске совершил полет советский боевой истребитель И-16, участвовавший в боях Великой Отечественной войны и восстановленный к 79-годовщине Победы участниками проекта "Крылатая память Победы". Пилотировал И-16 Владимир Барсук, Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации.

Фрагменты самолета И-16 были обнаружены и осмотрены участниками проекта "Крылатая память Победы" в июне 1992 года в Карелии, в 2 километрах северо-западнее озера Коккоярви и в 38 км юго-западнее города Костомукша. Предположительно истребитель И-16 состоял на вооружении в базирующемся в этом районе 155 истребительном авиаполку и совершил вынужденную посадку летом 1941 года. 155-й истребительный авиационный полк с первого дня войны участвовал в боевых вылетах в Карелии. 27 июня 1941 года прибыл под Петрозаводск в составе 33 самолетов И-16. Основной задачей полка в июне-июле 1941 года было прикрытие бомбардировщиков в районе Корписелькя поселок Лоймола, входящих в состав 55-й смешанной авиационной дивизии.

В момент осмотра фрагментов вооружения самолета обнаружено не было, что может говорить о том, что на месте после вынужденной посадки самолета в период боевых действий работала аварийная команда вооруженных сил. Фамилию летчика и серийный номер самолета по имеющимся фрагментам определить не удалось.

На месте посадки самолета И-16 были обнаружены фрагменты деревянного фюзеляжа, центроплан, шасси, консоли, часть оперения и двигатель М-62 серийный номер №1431. По фрагментам установки вооружения данный И-16 идентифицирован и далее восстанавливался как тип 24. Таблички с маркировкой серий и номеров левой и правой консоли указывали на то, что данные элементы конструкции предположительно были произведены на Горьковском заводе  № 21 имени С. Орджоникидзе, центроплан самолета - в Новосибирске на авиационном заводе № 153 имени В. П. Чкалова.

При осмотре фрагментов найденного самолета было установлено, что данный И-16 имел камуфляжную окраску с нанесением черных камуфляжных пятен по зеленому фону, принятую в морской авиации в ВВС РККА. При осмотре И-16 было установлено, что самолет был окрашен сверху темно-зеленой защитной краской, снизу серо-голубой краской. При окраске восстановленного самолета эти данные были учтены.

В 1992 году участники проекта "Крылатая память Победы" перевезли фрагменты самолета И-16 в Новосибирск. Вторая жизнь И-16 началась с длительного поиска и восстановления конструкторской документации на самолет. Изготовление и восстановление элементов конструкции самолета провели Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова и компания "Авиареставрация". В Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени С. А. Чаплыгина (входит в состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н. Е. Жуковского") прошла окончательная сборка, наземные и летные испытания истребителя И-16.

"В этом году советский И-16 станет единственным боевым историческим самолетом, который поднимется в небо в рамках акции "Бессмертный авиаполк". Восстановление легендарного истребителя И-16 - многолетний кропотливый труд большого количества патриотов и энтузиастов, начиная от поисковых отрядов, заканчивая авиационными предприятиями нашей страны. Сегодняшний полет И-16 - дань памяти великим авиаконструкторам и военным летчикам, подвигу советского народа в Победе над фашизмом в Великой Отечественной войне. Мы помним и храним нашу историю, передаем ее молодому поколению!" - прокомментировал полет Борис Осятинский, президент Фонда "Крылатая память Победы".

"И-16 разрабатывался в начале сороковых годов двадцатого века и своим появлением ознаменовал новую эру в развитии боевой авиации!  На замену бипланов был создан первый истребитель-моноплан, который выгодно отличался по скорости, маневренности. При этом И-16 не прощал летчикам ошибок, которые они могли допускать на более малых скоростях в управлении бипланами. По своему опыту могу подтвердить, что И-16 действительно один из самых сложных самолетов в управлении. К началу Великой Отечественной войны он стал самым массовым истребителем. От советских летчиков для успешного выполнения боевых задач требовалось максимальное внимание и концентрация, своими успехами они неоднократно подтверждали высокий уровень подготовки и владения тактикой ведения воздушного боя!" - пояснил Владимир Барсук, директор СибНИА, Заслуженный летчик-испытатель РФ.
Авторские права на данный материал принадлежат «СибНИА им. С. А. Чаплыгина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка