СибНИА им. С. А. Чаплыгина
8 мая 2024, 13:37
Восстановленный советский боевой истребитель И-16 поднялся в небо над Новосибирском
Фрагменты самолета И-16 были обнаружены и осмотрены участниками проекта "Крылатая память Победы" в июне 1992 года в Карелии, в 2 километрах северо-западнее озера Коккоярви и в 38 км юго-западнее города Костомукша. Предположительно истребитель И-16 состоял на вооружении в базирующемся в этом районе 155 истребительном авиаполку и совершил вынужденную посадку летом 1941 года. 155-й истребительный авиационный полк с первого дня войны участвовал в боевых вылетах в Карелии. 27 июня 1941 года прибыл под Петрозаводск в составе 33 самолетов И-16. Основной задачей полка в июне-июле 1941 года было прикрытие бомбардировщиков в районе Корписелькя поселок Лоймола, входящих в состав 55-й смешанной авиационной дивизии.
В момент осмотра фрагментов вооружения самолета обнаружено не было, что может говорить о том, что на месте после вынужденной посадки самолета в период боевых действий работала аварийная команда вооруженных сил. Фамилию летчика и серийный номер самолета по имеющимся фрагментам определить не удалось.
На месте посадки самолета И-16 были обнаружены фрагменты деревянного фюзеляжа, центроплан, шасси, консоли, часть оперения и двигатель М-62 серийный номер №1431. По фрагментам установки вооружения данный И-16 идентифицирован и далее восстанавливался как тип 24. Таблички с маркировкой серий и номеров левой и правой консоли указывали на то, что данные элементы конструкции предположительно были произведены на Горьковском заводе № 21 имени С. Орджоникидзе, центроплан самолета - в Новосибирске на авиационном заводе № 153 имени В. П. Чкалова.
При осмотре фрагментов найденного самолета было установлено, что данный И-16 имел камуфляжную окраску с нанесением черных камуфляжных пятен по зеленому фону, принятую в морской авиации в ВВС РККА. При осмотре И-16 было установлено, что самолет был окрашен сверху темно-зеленой защитной краской, снизу серо-голубой краской. При окраске восстановленного самолета эти данные были учтены.
В 1992 году участники проекта "Крылатая память Победы" перевезли фрагменты самолета И-16 в Новосибирск. Вторая жизнь И-16 началась с длительного поиска и восстановления конструкторской документации на самолет. Изготовление и восстановление элементов конструкции самолета провели Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова и компания "Авиареставрация". В Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени С. А. Чаплыгина (входит в состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н. Е. Жуковского") прошла окончательная сборка, наземные и летные испытания истребителя И-16.
"В этом году советский И-16 станет единственным боевым историческим самолетом, который поднимется в небо в рамках акции "Бессмертный авиаполк". Восстановление легендарного истребителя И-16 - многолетний кропотливый труд большого количества патриотов и энтузиастов, начиная от поисковых отрядов, заканчивая авиационными предприятиями нашей страны. Сегодняшний полет И-16 - дань памяти великим авиаконструкторам и военным летчикам, подвигу советского народа в Победе над фашизмом в Великой Отечественной войне. Мы помним и храним нашу историю, передаем ее молодому поколению!" - прокомментировал полет Борис Осятинский, президент Фонда "Крылатая память Победы".
"И-16 разрабатывался в начале сороковых годов двадцатого века и своим появлением ознаменовал новую эру в развитии боевой авиации! На замену бипланов был создан первый истребитель-моноплан, который выгодно отличался по скорости, маневренности. При этом И-16 не прощал летчикам ошибок, которые они могли допускать на более малых скоростях в управлении бипланами. По своему опыту могу подтвердить, что И-16 действительно один из самых сложных самолетов в управлении. К началу Великой Отечественной войны он стал самым массовым истребителем. От советских летчиков для успешного выполнения боевых задач требовалось максимальное внимание и концентрация, своими успехами они неоднократно подтверждали высокий уровень подготовки и владения тактикой ведения воздушного боя!" - пояснил Владимир Барсук, директор СибНИА, Заслуженный летчик-испытатель РФ.
Авторские права на данный материал принадлежат «СибНИА им. С. А. Чаплыгина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Авиакомпания из Новосибирска S7 задолжала 200 тысяч рублей приставам
Ноябрь 26, 2024
Саратовский аэропорт раскрыл количество пассажиров в 2024 году
Ноябрь 26, 2024
Самолет Минск - Калининград вернулся в аэропорт из-за треснувшего стекла