О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вражеские птицы-убийцы: как беспилотникам удается незаметно преодолевать до тысячи километров?

Еще относительно недавно, в 2009 году в кинотеатрах показывали голливудский фильм с Брюсом Уиллисом "Суррогаты". Там среди прочего воевали роботы в рост человека, управляемые операторами, находящимися далеко от места сражения.

Будущее уже здесь, а налеты беспилотников стали большой бедой для российских городов после начала СВО на Украине. Одним из козырей беспилотных летательных аппаратов является их малая уязвимость перед "большими" системами противовоздушной обороны (ПВО).

Системы ПВО конструировались и строились в совершенно иные эпохи для отражения угроз, связанных с "большой авиацией", как истребительно-штурмовой, так и бомбардировочной. А также против "стандартных" ракет, летающих на "обычных" высотах.

Но поскольку мы в будущем, то и угрозы сегодня совершенно иные.

Степени угроз

Общеизвестно, что беспилотники могут быть весьма малых габаритов. Но как они летают? Часть летит "по программе", к заданному пункту, другая – может управляться оператором с передаваемым визуальным сигналом.

Некоторые способны подключаться к внешним источникам навигационных данных, таким, как РЛС аэродромов и тем самым корректировать свой путь. Самые сложные модели умеют обходить препятствия на пути. Автономные дроны могут использовать гражданские сети GPS для навигации.

Лаборатории Касперского пришлось проранжировать БПЛА по степени их опасности. Самые условно неопасные беспилотники используют распространенные частоты для радиосвязи, посылают автоматические сигналы о своем местонахождении и могут раскрыть местонахождение оператора.

У более продвинутых моделей можно отключить функцию Remote ID, которая сообщает данные о геолокации аппарата. Также они используют не один канал связи.

Самими опасными являются беспилотники самолетного типа. Они летают по заданным программам с координатами. Хранят радиомолчание в эфире. К ним же относят те, которые управляются при помощи мобильной связи, беспилотники с видом от первого лица (FPV). Они считаются самым незаметными для систем ПВО и радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Идеальная невидимость

Дополнительные "функции" безопасности военных БПЛА связаны с тем, что их габариты часто недостаточны, чтобы давать серьезный сигнал на экранах радаров. Радар построен по принципу зеркала – он отражает и принимает радиоволны.

Если они отражаются от корпуса возможной мишени, она будет видна. Но если мишень в разы меньше самого юркого истребителя с человеком в кабине?

И кстати, полимеры и пластик из которого сделаны многие автоматические аппараты, гораздо хуже отражают сигналы радаров.

Системы ПВО также не идеальны. Если они работают в застроенном месте с кучей источников электромагнитного излучения, то вероятны помехи. Работают радиолокационные системы чаще всего на определенных высотах. Обычный самолет или вертолет на высоте в пять метров не проведет весь полет. Дроны могут; и на такой высоте они незаметны.

Создатели и пользователи боевых БПЛА продумывали и тактику боевых действий аппаратов. Часто их запускают "гуськом", один за другим. Локаторы ПВО "ловят" сигнал от одного из них, а другие тем временем разлетаются.

Использовать боевые ракеты "земля-воздух" против аппаратов, которые часто не больше коробки от сапог – нерационально. На низких высотах в гражданской зоне – опасно.

Одним из "минусов" России в борьбе с такой "напастью" от врага являются ее пространства. Даже совсем небольшой Израиль с его "Железным куполом" не всегда защищает своих жителей от ракетных атак ХАМАСа и других "соседей". Что уж говорить про Россию.

Наши союзники - низкие облака, ветер и птицы

Эффективной может стать тотальная система глушения радиосигналов, допустим на границе страны. Подавители БПЛА сбивают дрон с курса, блокируя навигационные частоты, лишая аппарат ориентиров. Другие просто подавляют "материнский" сигнал, подменяя его своим.

Некоторые выводят из строя компасы "машин смерти". Но в любом случае, создание и монтаж такой системы даже на ограниченном участке – дело длительное.

Судя по всему, действенные методы борьбы с военными беспилотниками пока что вырабатываются. Несколько лет назад в Нидерландах пытались приспособить для выведения из строя БПЛА... крупных хищных птиц, вроде орлов. Они должны были ловить аппараты.

Эксперимент не удался, так как птицы такого рода весьма плохо дрессируемы, а к тому же дронам предпочитали других птиц или грызунов на земле. Иногда, раненные аппаратом, они нападали и на людей.

Так что пока тем, кто борется с беспилотниками приходится использовать их естественные технические недостатки. Кроме уязвимости каналов связи, дроны крайне чувствительны к погодным условиям. Многие из них из-за легкости могут быть "снесены" ветром с курса или вовсе сбиты им на землю.

Другим приходится на подходе к цели в случае низкой облачности спускаться из облаков. Тем самым они оказываются в зоне видимости средств поражения – стрелкового оружия, противодроновых ружей, зенитных орудий.

А более полная система противодействия – дело ближайшего будущего.

Автор: Александр Каминский
Авторские права на данный материал принадлежат «runews24.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка