О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Всевидящее око" вашей безопасности: когда беспилотникам доверят жизни людей

Сложно поверить, но первые концепты беспилотных летательных аппаратов появились почти 200 лет назад - в начале XIX века. Историки относят к ним разработки английского инженера Джорджа Кейли, немецкого ученого Отто Лилиенталя и, конечно, изобретения Николы Теслы. Последние оказались настолько удачными, что фактически стали прототипами современных БЛА. Сегодня небольшими летающими механизмами вряд ли кого-то можно удивить: с ними подчас на улицах играют даже дети. Но когда речь заходит о действительно серьезных конструкциях, возникают логичные вопросы: насколько это опасно и можно ли вообще с ними сосуществовать?

Не во вред, а на пользу

Прогресс не стоит на месте. И в XXI веке ставка на беспилотники действительно большая. Несмотря на то, что БЛА традиционно связывают с военным делом, их применение в гражданском секторе не менее востребовано. И в подавляющем большинстве случаев разработчики ориентированы на обеспечение безопасности граждан. Подробнее о разработках, которым уже можно доверить жизни людей, рассказали замначальника IT-Центра Московского авиационного института Петр Ухов и директор по продукту "Образовательная платформа - симулятор для обучения полетам на беспилотниках АЭРОСИМ" ООО "Аэротэк" Юлия Сретенская.

Так, Петр Ухов отметил, что в Московском авиационном институте создана беспилотная охранная система "Контур", которая может применяться, в том числе, на особо важных объектах. БЛА умеет без участия человека наблюдать за вверенной территорией, анализировать данные и фиксировать нарушения и преступления, если таковые имеют место. Чтобы создать бдительного помощника, потребовалось обучить 16 нейросетей, которые плотно взаимодействуют друг с другом.

- Одна нейросеть лучше обнаруживает людей, исходя из данных беспилотника, другая - автомобили и так далее. У каждой - своя роль, а в целом это один большой конвейер, позволяющий точно определять, что происходит на местности, и в случае необходимости информировать соответствующие структуры, - объяснил Петр Ухов.

Действительно, уникальная система с беспилотником может передавать данные о возможном преступлении - воровстве, нападении, взломе - прямо на пульт охраны, сокращая время реакции на ЧП. Кроме того, она сама способна предотвратить неприятную ситуацию, если понимает, что таковая имеет шансы быть: в "Контур" встроили возможность включения сигналов тревоги и голосовых предупреждений, услышав которые вероятный преступник может испугаться и отступиться от задуманного.

Под контролем не только ситуация с преступностью

В свою очередь, эксперт Юлия Сретенская заметила, что беспилотники активно тестируются не только для предотвращения преступлений, что, конечно, немаловажно. Беспилотные авиационные системы (БАС) обучают работать и с опасными для жизни человека ситуациями. В частности, отрабатываются сценарии возможных пожаров, пропажи людей на местности, мониторинга окружающей среды на предмет возможных техногенных и экологических катастроф, оценки состояния жилища человека.

- БАС-технологии на самом деле полезны для общества. Очень многие проекты с их использованием сегодня направлены на обеспечение человеческой безопасности. С помощью БАС мы стремимся снизить риски для человека в опасных сферах жизнедеятельности. Беспилотные авиационные системы прочно войдут в нашу жизнь уже в ближайшие пять-десять лет. Этим вопросом - технологическим прорывом в сфере БАС - озадачены если не все, то почти все министерства в нашей стране, - подчеркнула Сретенская.

Не обошли специалисты и тему заботы БЛА о человеке с точки зрения банального бытового комфорта. Они указали, что с активной интеграцией беспилотников в привычную жизнь мы забудем о долгой доставке грузов и посылок, перестанем переплачивать за курьерские услуги - даже эту роль возьмет на себя роботизированный помощник.

Так сможем ли мы в ближайшем будущем полностью доверить БЛА все сферы нашей жизни? Скорее да, чем нет. Но, конечно, напоминают эксперты, все произойдет постепенно.

Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка