О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вслед за Саратовом второй аэропорт себе хочет Самара. Пока тема застряла из-за земельного вопроса

На регионы напала аэродромная лихорадка.  Вслед за Саратовской областью,  реновирующей  старый аэропорт "Малая Быковка" под Балаково, власти Самары заявили о развитии второго аэропорта. Но пока вопрос увяз в оформлении земли.

В Самаре губернатор Дмитрий Азаров еще в октябре поднимал вопросы комплексного развития аэродрома Безымянка. Потенциальным инвесторам совместно с собственниками объекта предлагалось модернизировать и построить новую современную инфраструктуру для приема воздушных судов гражданской авиации.

Аэродромная инфраструктура соседствует с территорией завода "Авиакор", занимающегося капремонтом и техобслуживанием различных типов самолетов. Локация находится в непосредственной близости к Самаре и станции метро, рядом проходят автомобильные и железные дороги, есть примыкание к реке. В связи с этим на встрече с инвесторами говорили о концепции, в рамках которой запланировано строительство гражданского сектора аэропорта.

В ней делается ставка на компании-лоукостеры и бизнес-авиацию, которых может привлечь близость аэропорта к городу и его инфраструктуре. Кроме того, речь идет о развитии межрегиональных перевозок: предполагается, что аэродром Безымянка поделит пассажиропоток с международным аэропортом Курумоч.

"Безымянка" - испытательный аэродром авиационного завода "Авиакор". Расположен на восточной окраине Самары в Кировском районе. Он способен принимать самолеты Ил-76, Ту-154, Ту-134 и все более легкие, а также все типы вертолетов. Общая длина искусственной ВПП 3600 м, рабочая (используемая) часть - 2800 м.

Ранее аэродром имел право принимать самолеты гражданской авиации, однако в связи состоянием ВПП с января 2012 года они могут приниматься только для ремонта и техобслуживания на заводе "Авиакор" по разовому разрешению Росавиации.

Инвесторы тогда вели речь о строительстве современного аэровокзального комплекса с пропускной способностью 600 пассажиров в час - это больше, чем в Балаково. Самарский аэродром предполагается также оснастить необходимой инфраструктурой, служебно-техническими зданиями, привокзальной площадью и парковками, а также учебно-тренировочным полигоном. Также звучали планы по строительству гостиничных комплексов и выставочных павильонов.

Г-н Азаров тогда говорил о значительной реновации территории, прилегающей к аэродрому и создании "авиационного хаба". Он указывал на необходимость значительных изменений градостроительных документов и регламентов, транспортной инфраструктуры территории, считая, что все это "позволит создать новые промышленные, коммерческие и общественные площадки".

Инвесторы тогда не назывались, однако в начале 2024 года самарские СМИ сообщили о первых проблемах, с которыми столкнулся оператор площадки - ООО "Авиакор-Аэропорт". По данным "Самарского обозрения", компания пока не оформила права на землю, на которой находятся выносные объекты аэропорта.

"БВ" обнаружил, что ООО в середине октября 2023 года подало исковое заявление к Департаменту по управлению имуществом Самары. Истец требует понудить ведомство заключить договор аренды земельного участка площадью 8,6 тыс. кв. м.

Он находится в Промышленном районе Самары, госсобственность на него не разграничена. При этом компания ссылается на условия протокола урегулирования разногласий от 26 сентября 2023 года, составленного к протоколу согласования разногласий к договору аренды этого земельного участка.

В качестве третьих лиц к делу привлечены администрация Самары и региональное управление Росреестра. Очередное заседание по делу состоится 11 января.

Любопытно, что при этом 28 декабря арбитраж удовлетворил иск департамента к "Авиакор-Аэропорт". В нем речь шла о взыскании 1,2 млн рублей необоснованного обогащения за пользование указанным участком в сентябре 2020 - июле 2022 года. В ответ компания ходатайствовала о приостановлении производства по делу до тех пор, пока суд не решит, что делать с иском о понуждении к заключению договора аренды.

Из решения суда по этому делу следует, что на участке находится принадлежащее "Авиакор" здание в 130 кв. м. И в указанный период компания пользовалась участком без правоустанавливающих документов.

ООО в возражениях отметил, что необходимо было уточнить границы участка, а пользоваться им он не мог из-за отсутствия договора аренды. Расчеты по земельному налогу же были указаны как неверные, тем более, что и основания для его начисления отсутствовали. В итоге арбитраж с доводами департамента согласился, но присудил "Авиакор-Аэропорт" меньшую сумму - чуть более 1 млн рублей.

Справка "БВ". ООО "Авиакор-Аэропорт" создано в 2000 году, основной вид деятельности - аэропортовая. Управляющая организация - ООО "Авиакор-Самарский авиационный завод". Учредители с 2010 года - АО "Корпорация "Трансстрой" (37.17%) и АО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой" (62,83%). Любопытно, что при этом оба учредителя признаны банкротами. Хотя за их спиной - внушительные госконтракты. У первого их всего 8, но на сумму 34,7 млрд рублей. У второго - 15, на сумму 152,8 млрд рублей. Впрочем, основная их масса приходится на 2013-2014-й год и связаны с развитием столичных аэропортов, аэропортов Краснодара и Ейска, а также строительством стадиона в Санкт-Петербурге накануне чемпионата мира по футболу. Выручка "Авиакор-Аэропорт" в 2022 году составила 13,9 млн рублей, чистая прибыль - 17,8 млн рублей.
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-вектор». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка