О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Выпускник МАИ разработал ПО для быстрого расчета взлетно-посадочных характеристик самолета

Компания "Лидер Аэро - Цифровые авиационные решения", которую создал выпускник Московского авиационного института Александр Мельничук, проводит тестовую эксплуатацию ПО электронного полетного планшета, которое позволяет в автоматическом режиме рассчитывать взлетно-посадочные характеристики самолета. Первая в России разработка такого рода дает возможность существенно повысить безопасность и экономическую эффективность эксплуатации воздушных судов, сократить время подготовки экипажа к полету, а также импортозаместить одну из ключевых технологий.

По данным экспертов, более 40% всех происходящих в гражданской авиации инцидентов приходится на взлет и посадку. Таким образом, несмотря на то, что эти этапы составляют только 2% от общего времени пребывания самолета в воздухе, их важность для безопасности трудно переоценить.

Одним из важнейших факторов безопасного взлета и посадки воздушного судна является корректность расчетов его взлетно-посадочных характеристик (ВПХ), которая, в свою очередь, зависит от учета множества различных эксплуатационных условий. До сих пор на отечественных самолетах такие расчеты проводились вручную с использованием многостраничных справочников. Тогда как еще в 2000-х годах на пассажирских судах иностранного производства стали использоваться встроенные системы EFB (Electronic Flight Bag), а с 2011 года - и портативные системы на базе электронных планшетов, которые содержат специализированное программное обеспечение для автоматического расчета ВПХ.

Для российских воздушных судов такое ПО впервые в отечественной авиации разработала компания "Лидер Аэро".

- По целевому назначению разработанное программное обеспечение позволяет достичь той же цели, что и зарубежные аналоги от Boeing и Airbus - определить взлетно-посадочные характеристики самолета. Основное отличие состоит в том, что ПО зарубежных производителей жестко привязано к определенным типам воздушных судов, моя же система за счет особенностей архитектуры может быть применена к воздушному судну любого типа и производителя, в том числе к вертолетам. Кроме того, благодаря технологии экспертных систем она позволяет учесть правила авиакомпаний, которые также могут оказывать сильное влияние на ВПХ, - отметил Александр Мельничук.

К работе над проектом стартапер приступил в 2016 году. Первые результаты были успешно протестированы на самолетах типа Ту-204.

Для проведения расчетов пилоту достаточно ввести в планшет с установленным на нем программным обеспечением порядка 10 различных характеристик, таких как тип воздушного судна, идентификаторы аэродрома и взлетно-посадочной полосы, фактическая масса самолета и ряд других. Часть характеристик, например актуальные метеоданные и состояние взлетно-посадочной полосы, вносится автоматически за счет подключения к авторизованной авиационной базе данных. С расчетами, с которыми опытный пилот вручную мог работать более 20-30 минут, планшет справлялся всего за одну-две. Кроме того, система EFB повышает и экономическую эффективность эксплуатации воздушных судов за счет более точного определения максимально допустимой взлетной массы самолета, что позволяет взять дополнительный груз на борт, и определения возможности выполнения взлета на пониженной тяге, помогая экономить ресурс двигателей.

На данный момент программное обеспечение EFB разработки "Лидер Аэро" позволяет рассчитывать ВПХ для трех типов самых массово используемых российских гражданских самолетов - Ту-204, Ту-214 и Sukhoi Superjet 100. Система уже проходит тестовую эксплуатацию в ряде отечественных авиационных компаний.

- В будущем мы планируем расширение базы поддерживаемых типов воздушных судов, а также сместим фокус разработки ПО под отечественные операционные системы. Работы в этом направлении активно ведутся, - рассказал генеральный директор "Лидер Аэро".
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка