О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Высокогорный сертификат: как реализуется программа по созданию вертолетов семейства Ми-171А2

Росавиация выдала разрешение на эксплуатацию вертолетов Ми-171А2 в высокогорье

"Ростех" получил одобрение Росавиации на эксплуатацию многоцелевых вертолетов Ми-171А2 в высокогорных районах, сообщили в госкорпорации. В рамках дополнительных испытаний проверкам подвергалась работа двигателей, вспомогательной силовой установки, кислородного оборудования и пилотажно-навигационного комплекса. По итогам тестов машина подтвердила высокую надежность, безопасность и способность работать в экстремальных условиях. Аналитики отмечают, что возможность эксплуатации в высокогорных регионах может стать важным конкурентным преимуществом Ми-171А2 на мировых рынках.

"Ростех" получил одобрение Росавиации на эксплуатацию тяжелых многоцелевых вертолетов Ми-171А2 с аэродромов и взлетно-посадочных площадок на высоте до 5 км над уровнем моря, сообщили в пресс-службе компании.

"Национальный центр вертолетостроения "Миль и Камов" холдинга "Вертолеты России" госкорпорации "Ростех" получил одобрение Росавиации на эксплуатацию вертолетов Ми-171А2 с аэродромов и взлетно-посадочных площадок на высоте до 5 тыс. м над уровнем моря... Соответствующее изменение внесено в сертификат типа", - говорится в заявлении.

Для получения разрешения вертолет прошел дополнительные сертификационные испытания, в ходе которых было выполнено несколько десятков полетов в горных районах Кабардино-Балкарии и предгорьях Эльбруса. Нагрузку на воздушном судне постепенно увеличивали, доведя взлетную массу до максимально допустимых 13 т. Со всеми вариантами нагрузки полеты прошли в штатном режиме, отметили в "Ростехе".

В условиях высокогорья испытатели проверили работу двигателей, вспомогательной силовой установки, кислородного оборудования, пилотажно-навигационного комплекса и иных основных систем вертолета. При этом оценивался запас тяги при взлете и посадке в условиях разреженного воздуха, а также управляемость, устойчивость, маневренность и скороподъемность вертолета на различных высотах.

В дополнение к этому Ми-171А2 прошел испытания с моделированием нештатных ситуаций: вертолет показал безопасность посадки и взлета при имитации отказа одного двигателя. По словам разработчиков, подобный маневр является особо сложной задачей в условиях разреженного горного воздуха и требует не только достаточного запаса мощности двигателей, но и высокой эффективности несущей системы.

"В ходе испытаний машина подтвердила высокую надежность, безопасность и способность работать в экстремальных горных условиях", - подчеркнули в "Ростехе".

В авиационном кластере госкорпорации добавили, что расширение возможностей машины, безусловно, привлечет новых заказчиков как в России, так и за рубежом.

"Экспортные перспективы"

Напомним, многоцелевой вертолет Ми-171А2 предназначен для использования в гражданской сфере. Машина представляет собой дальнейшее развитие семейства Ми-8/17. Как отмечают аналитики, с момента создания Ми-8 в 1960-х годах в общей сложности были разработаны десятки различных модификаций базовой машины.

"Ми-8 производится и в санитарном варианте, и в боевом, в различных специальных версиях. Ресурс двигателей и несущих систем у этих машин практически неисчерпаемый. На мой взгляд, этот вертолет сможет служить в различных вариантах еще очень долго", - заявил в беседе с RT полковник в отставке Анатолий Матвийчук.

Сертификат типа по категории "А", предусматривающий выполнение самых высоких требований безопасности полетов, предъявляемых к гражданским машинам, Ми-171А2 получил еще в августе 2017 года, а в 2018-м совершила первый полет серийная модель.

Вертолеты могут эксплуатироваться при температурах от -50 до +50 °C. Максимальная взлетная и посадочная масса - 13 т (с грузом на внешней подвеске - 13,5 т). Предельная полезная нагрузка внутри грузовой кабины достигает 4 т, а на внешней подвеске - 5 т.

Пассажирская версия машины рассчитана на перевозку до 24 человек. По сравнению с предыдущими моделями Ми-8/17 максимальная скорость нового вертолета возросла с 250 до 280 км/ч, крейсерская - с 230 до 260 км/ч, а дальность полета с основными баками - с 715 до 800 км, говорится в материалах "Ростеха".

Таких результатов удалось достичь в том числе за счет использования последней модификации двигателя ВК-2500ПС-03. Этот агрегат включает в себя электронную систему автоматического управления типа FADEC и блок автоматического регулирования и контроля (БАРК). Помимо этого, разработчикам удалось существенно увеличить межремонтный и назначенный ресурс двигателя - в два раза по сравнению с предшественниками.

От других машин семейства Ми-171А2 также отличают более эффективный и менее шумный X-образный рулевой винт и новый несущий винт с композитными лопастями и усовершенствованным аэродинамическим профилем. Их внедрение позволило снизить общую массу системы и повысить тягу винта на 700 кг. Показатели крейсерской и максимальной скорости Ми-171А2 относительно серийно выпускаемых вертолетов типа Ми-8/17 возросли на 10%, а грузоподъемность увеличилась на 25%, отмечали в "Ростехе".

К Ми-171А2 проявляют интерес не только в России, но и за рубежом. Так, в марте этого года стало известно, что авиационные власти ОАЭ подтвердили сертификат типа Ми-171А2. Как пояснили тогда в Росавиации, валидация сертификата "открывает дополнительные экспортные перспективы для отечественной гражданской вертолетной техники за рубежом".

Помимо Объединенных Арабских Эмиратов, сертификат Ми-171А2 валидирован в Индии и Колумбии. Об интересе к российскому вертолету сообщали представители Перу и Бангладеш.

"Другое поколение техники"

По словам главного редактора журнала "Взлет" Андрея Фомина, прохождение дополнительной сертификации для использования в высокогорье станет важным преимуществом Ми-171А2 на рынке.

"В мире существует достаточно много регионов, где требуется эксплуатация вертолетов на площадках в горах... Подобный сертификат - важное условие для расширения рынка поставок. Далеко не все модели коммерческих гражданских вертолетов могут похвастаться таким качеством", - отметил аналитик в комментарии RT.

Эксперт добавил, что современный Ми-171А2 в техническом отношении существенно отличается от своих предшественников.

"Ми-171А2 - потомок легендарного Ми-8, который был создан еще в начале 1960-х годов. Однако это уже совершенно другое поколение техники. Изменения внесены практически во все компоненты. В частности, у Ми-171А2 появились новые двигатели и лопасти несущего винта, выполненные из современных композитных материалов", - пояснил специалист.

Фомин добавил, что вертолет получил также новую "стеклянную кабину", в которой механические индикаторы заменены электронными экранами.

"Ми-171А2 оснащен принципиально новым комплексом бортового оборудования с так называемой стеклянной кабиной. Теперь там не стрелочные приборы, а уже современные многофункциональные индикаторы, что позволяет значительно снизить нагрузку на экипаж. Экипаж, кстати, был сокращен с трех до двух человек", - отметил аналитик.

Эксперт напомнил, что в этом году российские разработчики презентовали в Дубае офшорный вертолет Ми-171А3. Он предназначен для доставки на шельфовые буровые платформы людей и грузов, а также проведение в открытом море поисково-спасательных операций.

"Ми-171А3 в настоящее время проходит еще испытания, хотя базовый сертификат типа он получил около года назад. В этом вертолете изменения в конструкции базового Ми-8 еще существеннее, чем у Ми-171А2. Здесь уже был изменен фюзеляж. Это было сделано ради обеспечения жестких мировых требований по эксплуатации вертолетов над водным пространством. Поэтому, несмотря на довольно солидный возраст прародителей всего этого семейства вертолетов, мы видим, что новые модели не стоят на месте и развиваются", - резюмировал Андрей Фомин.

Автор: Алексей Латышев
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка