О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Взлетная погода: в России изменятся субсидии для лизинга самолетов

​​​​​​​Поможет ли это обновить отечественный авиапарк и снизить стоимость билетов

Минпромторг, Минэкономразвития, Минтранс и Минфин должны к 16 сентября подготовить предложения по субсидиям для лизинга самолетов. Такое поручение дал премьер-министр России Михаил Мишустин по итогам состоявшейся 20 августа стратегической сессии кабмина "Промышленное обеспечение транспортной мобильности". Для чего прорабатываются нововведения и изменятся ли цены на авиабилеты - в материале "Известий".

Новые меры поддержки

Правительство завершает подготовку нового национального проекта "Промышленное обеспечение транспортной мобильности". Этот документ призван сделать путешествия по стране более комфортными и доступными.

"При его доработке необходимо установить целевые показатели, связанные с увеличением использования отечественных судов, а также включить мероприятия по подготовке кадров, актуализации образовательных программ и повышению эффективности обучения.

Эти и другие поручения дал председатель правительства Михаил Мишустин по итогам стратегической сессии "Промышленное обеспечение транспортной мобильности", состоявшейся 20 августа", - говорится на сайте правительства.

В частности, к 16 сентября Минпромторг, Минэкономразвития, Минтранс и Минфин должны представить предложения по "актуализации модели субсидирования лизинговой ставки для воздушных судов". "Известия" направили запросы в эти ведомства. В пресс-службе Минэка порекомендовали обратиться в отраслевой ФОИВ - Минпромторг.

"До настоящего времени предложения Минпромторга и Минэкономразвития в Минфин не поступали. В случае поступления они будут рассмотрены в установленном порядке", - уточнили в пресс-службе Министерства финансов.

От остальных ведомств на момент публикации ответ не был получен.

Кроме субсидирования лизинга самолетов, в нацпроекте "Промышленное обеспечение транспортной мобильности" запланировано увеличение до 2030 года доли отечественных морских и речных судов. Вместе с тем профильным ведомствам нужно будет подготовить предложения по увеличению контрольных цифр приема на инженерные специальности в вузах и колледжах, следует из перечня поручений.

Обновление авиапарка

Главная задача изменений в субсидировании авиационного лизинга заключается в поддержке отечественных производителей самолетов, заявил "Известиям" первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов.

- Нам нужно повышать долю отечественных судов. Сегодня она не слишком высокая, хотя с каждым годом становится все больше и больше. Мы, наверное, уже вряд ли будем закупать когда-нибудь Boeing и Airbus. Мы ставим ставку на собственное производство, - отметил политик. - Для этого нужны субсидии.

В мае правительство перенесло сроки поставок и изменило запланированное количество российских пассажирских самолетов. В частности, девять гражданских МС-21, которые ожидались в 2024 году, выпустят в 2025 году. Всего до 2030 года включительно появятся 994 гражданских борта. Это на 87 меньше, чем планировалось ранее.

Весной Минтранс запросил у кабмина дополнительные 295 млрд рублей из ФНБ на выкуп иностранных самолетов. Первый льготный заем был предоставлен в 2023 году в размере 300 млрд рублей, на него приобрели у лизингодателей 165 воздушных судов.

Льготное кредитование

До октября будет внесен бюджет, и в нем уже появятся согласованные предложения ведомств, надеется Иван Абрамов.

- Я думаю, мы уже увидим в документе новые параметры национальных проектов в точных цифрах. Российским авиакомпаниям нужно помочь в приобретении наших самолетов. Для этого они будут брать субсидию, и мы будем постепенно приближаться к запланированному на 2030 год количеству выпускаемых самолетов, - сказал сенатор.

Пока преждевременно обсуждать, какие именно новации окажутся в новом механизме субсидирования, считает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Что же касается стоимости авиабилетов, то чиновники неоднократно заявляли, что обновление парка российских авиакомпаний с использованием новых самолетов отечественного производства не должно привести к удорожанию поездок.

- Конечно, существуют инфляционные процессы - стоимость авиабилетов так или иначе будет повышаться. Это неизбежно, - заметил эксперт. - Однако механизмы финансирования и в целом стимулирование поставок новой отечественной авиатехники будут формироваться таким образом, чтобы, с одной стороны, не увеличивать расходы авиакомпаний на владение парком воздушных судов, а с другой стороны - обеспечивать для авиапроизводителей рентабельность выпуска новых отечественных самолетов.

Новые условия аренды

Для поддержки авиаотрасли с сентября в России появился так называемый мокрый лизинг. Теперь авиакомпании могут сдавать свои самолеты в аренду другим перевозчикам вместе с экипажем.

Среди условий заключения таких договоров - наличие у обеих сторон действующих сертификатов эксплуатантов. Обеспечивать поддержание летной годности воздушных судов и соответствие членов экипажа требованиям федеральных правил обязан арендодатель.

Использование такого механизма, по мнению экспертов, поможет финансово нестабильным авиакомпаниям сохранить парк воздушных судов и рабочие места за счет гарантированного потока арендных платежей. Таким образом, в условиях санкций и последствий пандемии "мокрый" лизинг позволит перенести на арендатора бремя текущих расходов, тем самым снижая нагрузку на временно более слабую авиакомпанию.

На субсидирование авиаперевозок в России в 2024 году выделили 25 млрд рублей. Помимо этого, в стране действуют три программы: поддержка региональных перевозок в обход Москвы, а также социально-значимых маршрутов в Дальневосточном федеральном округе и перевозка социально незащищенных групп граждан.

С учетом этих проектов общий объем субсидирования перевозок превысил 50 млрд рублей.

Ранее Михаил Мишустин поручил продлить до 2028 года налоговые льготы в авиаотрасли. Это касается нулевой ставки налога на добавленную стоимость на услуги по перевозке пассажиров и багажа через аэропорты ДФО, Республики Крым и города Севастополя, а также ставки НДС в размере 10% для перевозок через аэропорты Московского авиационного узла. Срок действия этих льгот истекает 1 января 2025 года. Их продление потребует изменений в Налоговом кодексе РФ.

Автор: Любовь Лежнева
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка