О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Як-130М: в новом качестве и старом весе

Представленная в ходе Международного военно-технического форума "Армия-2024" информация о глубокой модернизации учебно-боевого самолёта Як-130 до варианта лёгкого боевого самолёта Як-130М раскрыла авиационной общественности облик новой машины. Часть из того, что обсуждалось и анонсировалось в предыдущие годы, так и не было воплощено в жизнь: новинка не стала одноместной, не обзавелась двигателями увеличенной тяги. Однако предложенный ПАО "Яковлев" вариант, учитывающий пожелания потенциальных заказчиков, прежде всего зарубежных, оказался сбалансированным и, в то же время, весьма продвинутым по своим возможностям.

Больше учебный, чем боевой

Создание учебно-боевых самолётов в СССР и Российской Федерации традиционно шло на базе боевых истребителей и бомбардировщиков, которые оснащались изменёнными кабинами с рабочими местами для лётчиков-инструкторов. Специализированные учебно-тренировочные самолёты либо использовались для первоначальной лётной подготовки и не имели вооружения, либо оснащались очень упрощённым составом вооружения. К примеру, на базе учебно-тренировочного УТ-2 был выпущен УТ-2В, предназначенный для обучения бомбометанию. Учебно-тренировочные Як-11 оснащали синхронным пулемётом и двумя узлами для подвески авиабомб, однако говорить об их реальном боевом применении можно было лишь от безысходности: так Як-11 превратились в штурмовики в Египте, или в перехватчик аэростатов в ГДР.

Реактивный учебно-тренировочный Як-30 не имел вооружения, а его современник L-29 Delfin мог нести две авиабомбы или два блока неуправляемых реактивных снарядов, что делало его довольно посредственным штурмовиком. При создании L-39 Albatros чехословацкие конструкторы смогли лишь приблизить свою машину к облику лёгкого боевого самолёта, но полноценное боевое применение стало возможным только после создания машины в глубоко модернизированной версии L-159, получившей бортовую радиолокационную станцию и подвесной контейнер с инфракрасным и оптическим модулем, лазерным целеуказателем.

В СССР работы по перспективному учебно-боевому самолёту на замену L-39 стартовали во второй половине 1980-х годов. В финал конкурса, организованного Военно-Воздушными силами, вышли проекты Як-130 и МиГ-АТ. Демонстратор Як-130Д впервые поднялся в небо в 1996 году, в 2009 году испытания были завершены, начались серийное производство и поставки самолёта в интересах ВВС России. Самолёт в исходном варианте, располагая восьмью подкрыльевыми и одним подфюзеляжным узлом подвески, мог поднимать порядка двух с половиной тонн боевой нагрузки, в том числе ракеты "воздух-воздух" Р-73 с инфракрасными головками самонаведения, корректируемые авиационные бомбы КАБ-500Кр с телевизионной системой наведения, неуправляемые авиационные бомбы калибра до 500 кг, неуправляемые авиационные ракеты семейств С-8, С-13 и С-25, а также подвесные пушечные контейнеры с ГШ-23Л. Однако отсутствие прицельных систем позволяло применять этот арсенал только по визуально видимым целям и по целям с известными координатами.

При этом уже в конце 2000-х встал вопрос о создании перспективного лёгкого ударного самолёта, в качестве такового рассматривались глубоко модернизированная версия штурмовика Су-25 и одноместный лёгкий боевой Як-131, созданный на базе Як-130. Заказчику в большей степени импонировал бронированный штурмовик, поэтому ход проекту Як-131 так и не дали. Впрочем, и полномасштабная модернизация строевых Су-25 до сих пор не проведена.

Тем не менее, на протяжении всего прошлого десятилетия в СМИ появлялись публикации, в которых сообщалось о работах над отдельными системами, которые должны были преобразовать Як-130 в самолёт, способный эффективно применять управляемое вооружение. В частности, в 2019 году на авиасалоне МАКС демонстрировался один из потенциальных ключевых элементов будущей боевой машины – бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решёткой "Барс-130", разработанная Научно-исследовательским институтом приборостроения им. В.В. Тихомирова, входящим в состав концерна ВКО "Алмаз-Антей". Разработчик заявлял о способности "Барса" выдавать обзорную, тактическую и прицельную информацию, сведения о радиоконтрастных метеообразованиях. Научный центр специальных радиоэлектронных систем и менеджмента Московского авиационного института, разработавший бортовою радиолокационную станцию МФ-2, также предлагал её к установке на борт Як-130. Также изучалась возможность установки на "Як" оптико-локационной станции СОЛТ-25, способной выполнять обзор передней полусферы, выдавать телевизионный и тепловизионные видеосигналы, а также оснащённой лазерным дальномером-целеуказателем. Наконец, в составе силовой установки модернизированного "Яка" видели перспективные двигатели СМ-100 разработки "Объединенной двигателестроительной корпорации".

В апреле 2019 года на сайте Ростеха была опубликована статья "Як-130: универсальный солдат", в которой анонсировались дальнейшие работы по совершенствованию самолёта. В частности, упомянута модернизация с целью установки лазерного дальномера, обозначены перспективы интеграции оптико-локационной прицельной системы, установки бортовой радиолокационной станции и бортового комплекса обороны. Как заключалось в материале, эти доработки "позволят превратить Як-130 в многофункциональный боевой комплекс, способный бороться с любыми целями". Финальный анонс состоялся летом 2023 года, когда в ходе представления нового бренда ПАО "Яковлев" генеральный директор компании Андрей Богинский вкратце сообщил о работе над Як-130М. И вот спустя год проведена первая публичная демонстрация пусть ещё не модернизированной машины, но детальной информации о проекте. Часть ожиданий относительно используемых систем не оправдалась, часть всё же будет воплощена в жизнь.

"Платформа настолько удачная, что позволяет нам заниматься её модернизацией"

Непосредственно перед представлением журналистам модернизированного Як-130М состоялась пресс-конференция, участие в которой приняли генеральный директор ПАО "Яковлев" Андрей Богинский и генеральный директор Иркутского авиационного завода Александр Вепрев. А. Богинский вкратце рассказал о том, какие факторы предопределили облик нового "Яка". С одной стороны, отметил он, платформа Як-130 "настолько удачная, что, по большому счёту, позволяет нам заниматься её модернизацией, и мы надеемся и планируем реализацию по расширению возможностей данной платформы". С другой стороны, сейчас просматривается спрос на учебно-боевой самолёт именно с ударным акцентом. Руководитель "Яковлева" отмечает, что в России самолёт используется преимущественно для обучения лётного состава, в то время как инозаказчики весьма заинтересованы в машинах, способных принимать участие в воздушных операциях в ходе конфликтов невысокой интенсивности. И Як-130М – "машина, которая, в том числе, для этого и предназначается", - подчеркнул А. Богинский.

Презентация новинки состоялась на открытой площадке возле демонстрационного центра "Объединенной авиастроительной корпорации" на площадке парка "Патриот". На статической стоянке был представлен самолёт-демонстратор, используемый по программе опытно-конструкторских работ, номенклатура применяемого им вооружения, а также новые системы "Яка". Детально Як-130 журналистам представил заместитель главного конструктора самолёта Дмитрий Попов.

Даже краткое перечисление доработок показывает, насколько возрастёт потенциал самолёта с точки зрения боевого применения. Будут установлены бортовая радиолокационная станция БРЛС-130Р, оптико-локационная станция СОЛТ-130К, бортовой комплекс обороны "Президент-С130", комплекс средств связи КСС-130. Благодаря установке четырёх многозамковых балочных держателей можно будет подвесить до 16 бомб ОФАБ-100-120 – это даёт возможность работать по площадным целям. Также на подкрыльевых держателях можно установить четыре контейнера с пушкой ГШ-23Л с боезапасом 250 патронов на контейнер, ранее пушечный контейнер на "Яке" имел только 120 патронов. По словам Д. Попова, заинтересованность в установке сразу четырёх пушечных контейнеров выразил инозаказчик.

Меньше всего в презентации было рассказано о БРЛС-130Р: разработчик радиолокатора не только не сообщил характеристики изделия, но и даже попросил представителей "Яковлева" не раскрывать название своей компании. Можно лишь констатировать, что это не демонстрировавшаяся пять лет назад разработка НИИП им. В.В. Тихомирова и не проект МАИ. О возможностях БРЛС Д. Попов высказался коротко: "установка бортовой радиолокационной станции… позволит дальше видеть цели и применять ракеты "воздух-воздух" на большей дальности". В качестве основной ракеты для Як-130М рассматривается РВВ-МД. О СОЛТ-130К, имеющей функционал, сходный с СОЛТ-25, известно, что в одном подвесном контейнере размещены устройства, работающее в оптическом, телевизионном и тепловизионном каналах, а также имеющее лазерный дальномер и целеуказатель. По словам Д. Попова, это "позволит применять корректируемые бомбы с лазерным целеуказанием, также засекать цели на большем расстоянии в тепловом диапазоне". Для защиты от угроз противовоздушной обороны, включая ПЗРК, а также от ракет "воздух-воздух" применяется бортовой комплекс обороны, состоящий из четырёх контейнеров, подвешиваемых попарно на правой и левой законцовках крыла. Оптические контейнеры засекают пуски ракет, устройства выброса отстреливает помеховые патроны для противодействия различным головкам самонаведения ракет. В свою очередь, радиоэлектронные контейнеры могут обнаруживать пуски ракет и ставить помехи. О радиосвязном оборудовании Д. Попов сказал, что КСС-130 позволяет осуществлять открытую и закрытую помехозащищённую радиосвязь, обмениваться данными с наземными пунктами управления и другими летательными аппаратами, получать целеуказание, передавать информацию, что нужно для ведения групповых действий. КСС включает две радиостанции, что открывает возможность выполнения полётов над морем. Для того, чтобы вновь установленные системы можно было использовать наиболее эффективно, на Як-130М будет применена модернизированная бортовая цифровая система, машина получит более мощный прицельно-навигационный комплекс, способный обрабатывать телевизионную и радиолокационную информацию, выводить её на средства индикации.

Несмотря на большой перечень новаций, Як-130М имеет минимальный объём изменений в части конструкции планера, что позволит осуществлять модернизацию уже выпущенных машин (об этом представители "Яковлева" не заявляли, однако в Рособоронэкспорте потенциал модернизации оценили в шесть десятков бортов). В большей степени доработки касаются либо использования подвесных контейнеров, либо замены радиоэлектронных блоков и компонентов. Тем не менее, некоторые изменения касаются и планера. В частности, в целях повышения манёвренности самолёта введены носки крыла с увеличенными углами отклонения. На самолёте-демонстраторе это решение уже апробировано. Также на борту модернизирована кабельная сеть, которая, по оценкам заместителя главного конструктора, получилась на 30 % легче прежней. БРЛС заменяет 60-килограммовый центровочный груз, установленный в носовой части Як-130. В итоге, суммарная прибавка массы конструкции, как ожидается, не превысит 40 кг.

Несмотря на множество заявлений в СМИ об установке двигателя СМ-100 с увеличенной тягой, Як-130М получит силовую установку в составе двух АИ-222-25. По словам Д. Попова, с одной стороны, потребности в более мощном двигателе нет, т.к. масса самолёта и полезной нагрузки не меняется. Единственное отличие новой силовой установки – использование более мощного привода генератора, что позволит применить новый генератор, питающий дополнительные потребители на борту. С другой стороны, сейчас отсутствует интересант, готовый оплатить ОКР по привязке нового двигателя.

По состоянию на август 2024 года ПАО "Яковлев" завершило разработку Технического проекта, он прошёл защиту. Выпущена и передана на завод-изготовитель рабочая конструкторская документация. Запушено строительство трёх опытных образцов, которые будут задействованы в проведении заводских и Государственных испытаний. Первый полёт первого опытного самолёта намечен на 2025 год, а до завершения ОКР, как ожидается, понадобится три года. Параллельно с самолётом, будет комплексно доработана и наземная составляющая, включающая компьютерный учебный класс и тренажёр.

То обстоятельство, что облик Як-130М формировался во взаимодействии с иностранными заказчиками, даёт ответ на ряд вопросов, которые могут возникнуть у тех, кто внимательно следит за боевыми действиями в ходе специальной военной операции. Мощное пушечное вооружение, неуправляемые ракеты и свободнопадающие бомбы явно не могут применяться вблизи линии боестолкновения, так как риски для поражения ПЗРК или зенитным комплексом противника слишком велики и не в полной мере парируются комплексом обороны. Охота за дронами, как морскими, так и относительно тяжёлыми "камикадзе", едва ли может рассматриваться как удачное применение для 10-тонной машины. 500-килограммовые фугасные авиабомбы с управляемым модулем планирования и коррекции могли бы стать полезным дополнением к арсеналу "Яка" – в таком случае отдельные задачи можно было бы решать, не входя в зону ПВО врага. Однако наработки по Як-130М однозначно будут полезны и отечественным ВВС для обучения лётного состава боевому применению с пуском ракет "воздух-воздух" и других образцов вооружения, а также по групповому применению в рамках "сетевой войны" – с передачей данных о целях в автоматическом режиме. Поэтому можно надеяться, что в том или ином виде наработки по Як-130М будут востребованы и в России.
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка