О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Яковлеву" отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований

Профильные министерства отказали "Яковлеву", разработчику Superjet 100 и МС-21, в праве на вывоз авиакомпонентов за границу без дополнительных согласований. Производитель рассчитывал оптимизировать обслуживание техники за рубежом

Компания "Яковлев" (разработчик самолетов Superjet 100 и МС-21, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) попросила скорректировать правила, которые регламентируют вывоз за пределы России отдельных видов товаров, включая авиационную технику. Соответствующий проект постановления подготовил и направил первому вице-премьеру Денису Мантурову сенатор Андрей Кутепов, следует из презентации "Яковлева" (есть у РБК). "Проект предполагает включение ПАО "Яковлев" и его ДЗО (дочерние и зависимые общества. - РБК) в закрытый список организаций, освобожденных от необходимости согласования вывоза АТИ (авиационное техническое имущество. - РБК) за рубеж", - говорится в презентации. Она была показана на очередной конференции эксплуатантов самолетов Superjet-100, рассказал источник РБК на авиарынке. Изменения нужны для сокращения сроков ремонта компонентов иностранного производства в дружественных странах, уточняется в материалах производителя.

В пресс-службе "Яковлева" РБК подтвердили, что предлагаемые уточнения позволят оптимизировать обслуживание отечественной гражданской техники за рубежом. При этом все изменения назвали "техническим вопросом".

Речь идет о корректировке постановлений правительства №№ 311 и 312 от 2022 года: в частности, они регламентируют порядок вывоза разных категорий товаров или сырья с учетом указа президента "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности". По словам судебного эксперта группы Veta Александра Терентьева, постановлением № 311 в 2022 году был введен временный запрет на вывоз за границу, например, "двигателей турбореактивных и турбовинтовых, газовых турбин". Постановлением № 312, напротив, введен временный разрешительный порядок вывоза за пределы России в страны - члены ЕАЭС в том числе отдельных видов транспортных средств, их частей и комплектующих (например, "части для авиационных двигателей", "двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие", "аппаратура передающая, включающая в свой состав приемную аппаратуру для гражданских воздушных судов", "аппаратура радиолокационная для гражданских воздушных судов"). То есть без разрешения вывозить такие товары на территорию стран ЕАЭС в настоящее время нельзя, пояснил он.

По словам источника РБК, близкого к правительству, рассмотрением инициативы занимались Минпромторг, силовые ведомства и другие федеральные органы власти. "Профильные ФОИВы, в том числе силовые, отказали "Яковлеву" в их предложениях, так как просто добавить юрлицо в список и освободить их от согласований было бы рискованно из-за производства "Яковлевым" и военной техники", - рассказал собеседник. Компании были даны рекомендации обратиться в Минтранс, чтобы совместно сформулировать перечень номенклатуры, которую хотят вывозить на ремонты, уточнил он.

"Яковлеву" принадлежит, в частности, Иркутский авиационный завод, где выпускаются истребители Су-30 и учебно-боевые самолеты нового поколения Як-130.

РБК обратился за комментарием в пресс-службу Минтранса и Минпромторга. Пресс-секретарь сенатора Андрея Кутепова отказалась от комментариев, сославшись на закрытый и рабочий характер совещания на эту тему.

По словам основателя сервиса обеспечения безопасности полетов RunAvia Андрея Патракова, российские авиакомпании активно используют услуги иностранных провайдеров по ремонтам авиазапчастей с 2022 года. "Не секрет, что вывоз и ввоз компонентов для ремонта происходит по серым схемам и сейчас эту практику просто хотят легализовать", - считает эксперт.

Для ремонтов практически по всей номенклатуре компонентов бортового оборудования, особенно сложных компонентов навигационно-пилотажного оборудования, приходится прибегать к услугам иностранцев, отмечает Патраков. "Точно по объему сказать сложно из-за отсутствия официальных данных, но это как минимум 50% и до 80% по составу оборудования. Все, что нельзя отремонтировать в России, то везут за границу, но далеко не все получается отремонтировать или ввезти обратно", - поясняет он.

По мнению Терентьева из Veta, получение разрешения на вывоз компонентов не нерешаемая задача, такие разрешения выдаются. С другой стороны, если инициировать исключительные привилегии для "Яковлева", то корректировками в два постановления не обойтись, нужен комплексный подход.
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка