О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Якутское авиационное училище - основной поставщик профессиональных кадров аэропорта

75 лет назад, в январе 1949 г., на территории аэропорта "Якутск" был создан Учебно-тренировочный отряд (УТО-17) по переподготовке и подготовке летного состава, новых квалифицированных авиаспециалистов (диспетчеров, штурманов, авиатехников), в которых остро нуждалась стремительно развивающаяся авиационная отрасль послевоенного времени.

Сегодня правопреемником и продолжателем традиций УТО-17 является Якутское авиационное техническое училище (ЯАТУ ГА) им. В.И. Гришукова - филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. В День российского студенчества пресс-служба аэропорта “Якутск” подготовила материал о единственном учебном заведении в республике по подготовке авиационного персонала.

Выпускники училища в производстве

ЯАТУ ГА для аэропорта "Якутск", как и в свое время УТО-17, продолжает быть основным поставщиком профессиональных кадров. Евдокия Новикова - выпускница Якутского авиаучилища, в аэропорту "Якутск" она работает в службе организации пассажирских перевозок (СОПП).

Евдокия поступила в училище в 2011 году на специальность "Организация перевозок и управление на транспорте".

"Честно признаться, оказалась в числе курсантов по воле случая, на самом деле после окончания школы даже не знала, что есть такое учебное заведение, - рассказывает Евдокия. - Но я ни разу в жизни не пожалела о дне, когда судьба связала меня с авиацией. Время студенчества вспоминаю как беззаботную пору, учеба была совсем не в тягость, в итоге для меня все прошло легко и просто. Единственное, были сложности с предметом электромеханика, но, в целом, училась хорошо, на четверки и пятерки. На курсе нас было 33, сейчас в авиационной сфере работает примерно половина, в том числе несколько однокурсниц - в аэропорту в разных службах. Нашим куратором была Александра Степановна Кулагина, мы очень ей благодарны".

Евдокия отмечает, что важнейшей частью обучения является прохождение производственной практики:

"Посоветовала бы нынешним студентам: во время практики старайтесь получить по максимуму все, что дают - знания, навыки, опыт. Трудоустройство проходит по итогам практики, поэтому важно показать себя любознательным, ответственным работником. Я после 1 курса проходила практику в аэропорту, затем в авиакомпании "Якутия". Во время последнего курса уже устроилась на работу в аэропорт агентом".

Агенты СОПП выполняют регистрацию пассажиров и оформление багажа на рейс, обеспечивают посадку пассажиров на борт воздушного судна, встречают прилетающих. Эта работа требует знаний авиационной безопасности, безопасности полетов, полетной документации, государственных и международных правил перевозки, правил перевозки опасных грузов, локальных нормативных документов.

Свое профессиональное развитие Евдокия Новикова продолжила благодаря обучению в университете:

"Без отрыва от производства смогла продолжить образование, окончила СПбГУ ГА. И если учеба в училище у меня прошла легко, то в университете было действительно сложно. Работала агентом по организации пассажирских перевозок до прошлого года, пока официально не перевели на должность диспетчера по центровке. Занимаюсь расчетом грузо-пассажирской загрузки самолетов. Центровку самолета контролируют, чтобы центр тяжести не выходил за пределы допустимого, поскольку это напрямую связано с безопасностью полетов. Конечно, скучаю по агентской работе, она очень захватывающая. Но работа диспетчером цетровки не менее интересная. Радует, что осталась в своей же смене - нас 13 человек, это мой родной, теплый коллектив, с которым я работаю вот уже почти 10 лет".

Евдокия признается, что курсантские годы и в целом профессия дали ей больше, чем просто образование: "В юности я была очень замкнутой. Но благодаря коллективу, работе с пассажирами я стала гораздо открытой".

Училище сегодня

Кроме специальности "Организация перевозок и управление на транспорте", Якутское авиаучилище готовит специалистов еще по трем специальностям: "Летная эксплуатация летательных аппаратов" (пилот), "Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" (авиатехник-механик) и "Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов" (техник-приборист).

"Сегодня в училище обучается 222 курсанта, - рассказывает Лилия Гоголева, специалист по внеаудиторной работе ЯАТУ ГА. - Общежитие для иногородних предоставляется, а поскольку наше училище является филиалом СПбГУ ГА, то к нам поступают со всей России. Есть курсанты из Новосибирска, Иркутска, Омска, Уфы. Приемная комиссия работает примерно с 20 июня по 20 августа. Документы можно отправить по почте, а также через личный кабинет на сайте СПбГУ ГА, выбрав при этом любой филиал. Жизнь курсанта интересная: помимо обширной учебной программы, организуется насыщенный культурно-спортивный досуг. Большой праздник проходит осенью на День первокурсника. Каждую весну проводим День открытых дверей, на который приглашаем всех желающих, особенно учащихся старших классов. В этот день открываем для них все учебные кабинеты, включая авиатренажеры".

Курсанты ЯАТУ ГА - это целеустремленные и дисциплинированные юноши и девушки с ответственным подходом к учебе. Проходной балл высокий, конкурс большой. К поступающим на пилота предъявляются особые требования: кроме прохождения врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК), абитуриенты проходят профессиональный отбор у психолога и сдают нормативы по физической подготовке. Например, 1000 м будущий пилот должен пробежать менее чем за 3 минуты 45 сек.; 100 м - за 13,9 сек.

"Наземную тренажерную подготовку наши курсанты проходят на месте, а вот для прохождения летной практики курсанты вылетают в Бугуруслан, - поясняет Лилия Валерьевна. - Летная практика проходит на воздушном судне Diamond 40NG. Первая практика начинается после первого курса и длится с июня по октябрь. Курсанты налетывают определенное количество часов и совершают свой первый самостоятельный полет, по итогам которого получают свидетельство частного пилота. По окончании 3 курса получают свидетельство коммерческого пилота".

На пилота учатся не только юноши, но и девушки. За всю историю ЯАТУ ГА квалификацию "пилот" получили четыре девушки, на подходе - еще пять (в настоящее время три девушки учатся на 1 курсе и одна - на 2 курсе).

По всем специальностям принимают на базе 11 классов по оценкам четырех предметов: математика, русский язык, английский язык и физика, подчеркнули в училище. При равенстве баллов у поступающих учитывается средний балл аттестата. Обучение длится 2 года 10 месяцев.

"Также рада сообщить, что в этом году возобновляем прием курсантов на специальность "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов" с квалификацией техник-строитель. Во время обучения курсанты получат водительские права категорий В и С. Еще через год планируем открыть специальность "Метеорология", а в ближайшие годы начнем готовить пилотов вертолетов", - поделилась Лилия Гоголева.

В 1990 году УТО-17 был преобразован в учебно-тренировочный центр (УТЦ); в 1994 году УТЦ преобразовалось в учебно-летное предприятие "Саха Центр подготовки авиационного персонала" (СЦ ПАП). Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 21 мая 1996 года при СЦ ПАП было открыто среднее профессиональное образовательное учреждение - Якутское летно-техническое Якутский филиал (авиационный колледж). За 1999-2023 гг. выпущено более 1000 специалистов по программам СПО, из них около 150 выпускников по специальности "Летная эксплуатация летательных аппаратов" с квалификацией пилот.
Авторские права на данный материал принадлежат «ОАО "Аэропорт "Якутск"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка