Московский авиационный центр
24 сентября 2024, 13:43
Язык жестов у спасателей: специалисты Московского авиацентра рассказали о способах коммуникации в воздухе и на земле
В Московском авиацентре жесты и сигналы играют ключевую роль в обеспечении безопасной и эффективной координации действий пилотов, техников и спасателей. Они необходимы в условиях, когда передача информации с помощью слов невозможна из-за большого расстояния или высокого уровня шума. Международная организация гражданской авиации разработала строгую систему жестов, которые помогают специалистам на расстоянии управлять воздушными судами. Секретами координации действий "Земля-воздух" поделились сотрудники Московского авиационного центра.
При посадке воздушного судна используются различные сигналы, которые помогают экипажам правильно ориентироваться на летном поле. Например, если регулировщик поднимает руки над головой ладонями внутрь - это означает, что вертолет должен рулить прямо на него. В случае, если руки подняты на уровне плеч и горизонтально вытянуты в обе стороны - это сигнал для зависания над площадкой. Когда регулировщик "говорит" о снижении, он поднимает обе руки на уровне плеч ладонями вниз.
Авиационные техники Московского авиацентра внимательно следят за тем, чтобы ничего не мешало приземлению, контролируют состояние взлетно-посадочной полосы. Их основная задача - встретить борт и обеспечить его благополучный спуск.
Бывает так, что с первого раза пилоты не могут посадить вертолет на указанное место. В этом случае еще раз подается сигнал - регулировщик одну руку поднимает вверх, а другой указывает направление, куда экипажу необходимо сместиться.
Как отмечает заместитель командира летного отряда учреждения Евгений Артюхин, история жестов началась еще с периода зарождения самой авиации и дополняется по мере появления новых видов работ.
"Например, сегодня мой любимый жест с земли - это когда я вижу регулировщика со сложенными крестообразно руками перед телом. Он означает, что работа успешна завершена и можно выключать двигатели вертолета", - поделился Евгений.
Не менее значим язык жестов и в спасательных операциях. Все 26 сотрудников службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения Московского авиацентра владеют жестовым языком, что особенно важно при беспарашютном десантировании. Например, чтобы поднять пострадавшего на борт вертолета, спасатель поднимает руку вверх - это означает "готов к подъему".
Участвуют они также и в посадке вертолета на месте происшествия. Здесь используют следующие сигналы:
1. "Точка приземления" - спасатель стоит, вытянув руки буквой Y.
2. "Направление ветра" - спасатель стоит спиной к ветру, вытянув руки в стороны.
3. "Двигайся вниз" - отмашка руками с ладонями, обращенными к земле.
5. "Двигайся вверх" - отмашка руками с ладонями, обращенными вверх.
6. "Стоп" - движение с перекрещиванием рук внизу.
Жестовый язык специалисты авиацентра используют и во время воздушных транспортно-спасательных работ. Например, когда вертолетом доставляют к месту происшествия крупногабаритный груз на внешней подвеске или с помощью гидравлического захвата расчищают дорогу после автомобильной аварии. В этих случаях спасатели на земле помогают пилотам по время "висения" поставить, закрепить или захватить груз. Так, например, если руки спасателя согнуты в локтях на уровне пояса - "груз прицеплен".
Начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения Московского авиацентра Александр Панормов отмечает: "Наши спасатели постоянно работают с экипажами. Поэтому жестовому языку обучены и имеют большой опыт выбора площадки при посадке вертолета, крепления грузов к внешней подвеске, регулирования гидравлического захвата".
Важно, чтобы сигналы подавал один человек и его одежда была яркой и контрастной. Сотрудники авиацентра, например, дополнительно используют отражающие жилеты яркого салатового цвета.
Язык жестов в Московском авиацентре - это не просто способ общения, а жизненно важный инструмент, который помогает обеспечивать безопасность и эффективность в работе пилотов и спасателей. В условиях, когда слова могут быть не услышаны, условные сигналы становятся основным средством передачи информации в таких важных сферах, как авиация и спасательные операции.
Мир тишины, в котором пребывают и аквалангисты под водой, вынуждает доносить информацию беззвучно. Так появились сигнальные жесты, их еще называют дайв-сигналами. К дайв-сигналам порой прибегают водолазы Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах.
Как правило, для связи работающего водолаза с поверхностью используется кабель-сигнал и телефонно-микрофонная гарнитура в полнолицевых масках. И если под водой работает один специалист, то жестами ему объясняться попросту не с кем. Комментировать действия оборудование позволяет голосом. Либо сигналы передаются через сигнальный конец. Но есть и такие подводные задачи, что подразумевают работу сразу нескольких водолазов. В этом случае между собой они могут общаться жестами.
Словарь дайв-сигналов прикладной, включает в основном глаголы, так как коммуникация под водой служит для обеспечения безопасности или выполнения рабочих задач. Большинство из этих жестов интуитивно понятны и часто употребляются в обычной жизни. Например, чтобы подняться на поверхность, можно показать большой палец вверх. Палец вниз, напротив, означает погружение. А уж знак "ОК" известен практически каждому - им водолазы говорят: "Я в порядке".
Так жесты под водой - хоть и редко используемое, но жизненно-важное средство, которое обеспечивает эффективность работы и безопасность спасателей.
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский авиационный центр». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 19, 2024
Работа по запуску сухумского аэропорта идет в штатном режиме
Ноябрь 19, 2024
Ректор МГТУ ГА Борис Елисеев принял участие в конференции по беспилотной авиации