Трибуна
5 июля 2024, 17:12
Жалко и "птичек", и денег. Почему авиация в Коми приносит одни убытки?
"Только в полетах живут самолеты"
В 2014 году "Комиавиатранс" взял в лизинг шесть среднемагистральных самолетов "Эмбраер". Тогдашний министр промышленности и транспорта Коми Андрей Самоделкин на всех встречах со СМИ с воодушевлением рассказывал, как хорошо заживет "Комиавиатранс" и как в бюджет Коми потекут денежки от прибыли компании.
Увы, все вышло с точностью до наоборот. "Заморские птички" тяжкой гирей повисли на предприятии. Они почти не летали, а шестой самолет так и вовсе ни разу не появился в аэропорту Сыктывкара (сейчас он находится на территории Португалии). Остальные пять тоже давно не в Коми: два самолета (без двигателей) стоят в аэропорту Домодедово, три - в неисправном техническом состоянии - в г. Любляны (Словения).
На "Эмбраерах" жители Коми летали в Екатеринбург и в Питер. Но недолго. То есть выручки от них не было, одни хлопоты с недешевым обслуживанием. А в целом с 2014 до 2020 года задолженность по лизинговым платежам "набежала" до 24 млн долларов (по курсу ЦБ на конец 2021 года 1 млрд 766 млн рублей).
В 2021 году невероятными усилиями юристов и финансистов задолженность была передана новому кредитору - ООО "Газтехлизинг", который впоследствии передал права требования ООО "ГорСтрой". В конце 2021 года "Комиавиатранс" и "ГорСтрой" подписали Соглашение о реструктуризации долга. Компания выплатила кредитору 449,2 млн рублей в счет погашения долга, а остальная сумма долга была… прощена.
В настоящее время эти шесть самолетов исключены из Госреестра гражданских воздушных судов РФ и попали в реестр непрофильных активов "Комиавиатранса". Компания планирует реализовать их до конца этого года. Проведена оценка рыночной стоимости: за 6 лайнеров можно просить 445,5 млн рублей. Но кто ж их даст? Такого покупателя еще надо найти.
Похожая картина и с остальными самолетами "Комиавиатранса". Четыре самолета чешского производства марки L-410 и один Ан-24 находятся сегодня в нерабочем состоянии. Одна "элька" еще могла бы полетать, но производитель-разработчик воздушного судна - Aircraft Indusries, a.s. - прекратил сотрудничество с российскими авиакомпаниями из-за санкционных запретов.
Общая численность парка "Комиавиатранса", согласно отчету КСП, составляет 73 воздушных судна: это 11 неработающих самолетов и 62 вертолета, из которых летать могут только 13.
Из 26 вертолетов марки Ми-8Т в эксплуатации находятся 11 машин. Четыре находятся на хранении в республиканских аэропортах. Две "вертушки" - в ремонте. Пять ожидают продления сертификатов летной годности, четыре подлежат списанию.
Из пяти вертолетов Ми-8ТВ-1 эксплуатируется только один. Два находятся на хранении на станции техобслуживания аэропорта "Ухта". Из двух вертолетов, полученных по договору лизинга с АО "Государственная транспортная лизинговая компания", летает только один. Второй стоит в Ухте "в связи с выработкой межремонтного ресурса".
Включены в реестр непрофильных активов и планируются к реализации до конца этого года также 29 вертолетов Ми-2Ю и один марки МИ-10К.
За казенный счет
Согласно отчету КСП, за три года общий объем господдержки АО "Комиавиатранс" составил 4 млрд 592 млн рублей. 99,1% - это средства республиканского бюджета.
В 2021 году, как уже говорилось выше, благодаря субсидии в 1,8 млрд рублей финансовое положение компании заметно улучшилось. Удалось даже закончить год с небольшой, по меркам авиации, прибылью в 384 млн рублей. Однако, как выяснили аудиторы КСП, "данный положительный эффект имел кратковременный характер".
Проверка выявила тенденцию к росту убытков. В 2022 и 2023 годах они составили 46 млн и 303 млн рублей соответственно. По словам генерального директора акционерного общества Юрия Скрипина, существенное влияние на ситуацию оказала геополитическая обстановка.
24 июня на заседании в Госсовете Коми состоялось обсуждение результатов проверки КСП. Генеральный директор АО "Комиавиатранс" подчеркнул, что ситуация 2021 и 2024 годов несравнима. Сегодня на предприятии нет задолженности по зарплате и налогам. Предприятие активно реализует непрофильные активы и планирует выручить до конца года не менее 100 млн рублей. Кроме того, "Комиавиатранс" ожидает субсидию Минпромторга РФ на вертолетные полеты для перевозки населения, а в 2025 году намерен полностью закрыть потребность в полетах санавиации.
В планах компании остается также желание приобрести от трех до пяти новых самолетов "Ладога" и воздушное судно ИЛ-114, но это получится не ранее 2028 года.
"К 2026 году "Комиавиатранс" планирует выйти на точку безубыточности", - без особого оптимизма в голосе объявил Юрий Скрипин.
Верится, честно говоря, с трудом. Ведь зарабатывать компании пока не на чем. Более 1 млрд рублей (по данным на начало 2024 года) на ней висят долги по лизинговым платежам перед "Государственной транспортной лизинговой компанией", ООО "Сибирская лизинговая компания" и АО "Сбербанк Лизинг". А ведь еще нужны средства на новую сертифицированную спецтехнику для аэродромов и аэропортовых комплексов, поскольку та, что имеется, уже выработала свой ресурс. Да и само аэропортовое хозяйство требует немалых вложений…
Вывести самолет из пике может только летчик-ас. Кто и что поможет компании "Комиавиатранс" - вопрос открытый.
Воркутинцы готовы летать на 50-местных лайнерах "Бомбардье"
Ремонт взлетно-посадочной полосы аэропорта заполярного города уже завершен.
Напомним, решение о временном закрытии аэропорта Воркуты было принято в конце мая в связи с серьезным разрушением фрагментов взлетно-посадочной полосы. Аэропорт был закрыт для приема самолетов всех типов с 25 мая по 22 июня.
Полеты из Воркуты в Москву будут выполняться авиакомпанией "РусЛайн" на канадских самолетах Bombardier (50 мест) три раза в неделю - по понедельникам, средам и субботам. Время в пути - 3 часа 10 минут.
А вот в аэропорту Усинска ремонт взлетно-посадочной полосы еще только стартовал. Об этом в своем телеграм-канале сообщил глава Коми Владимир Уйба. Стоимость ремонтных работ определена в 200 млн рублей, которые готова выделить компания "ЛУКОЙЛ" на условиях софинансирования с Минэкономразвития Коми. Протяженность взлетно-посадочной полосы усинского аэропорта - 2,5 км.
Автор: Игорь ВОЛКОВ
Авторские права на данный материал принадлежат «Трибуна». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 26, 2024
Генеральным директором провайдера "Аэрофлот Техникс" станет Марат Терещенко
Ноябрь 26, 2024
Пассажирам Nordwind теперь доступны Отели Островка
Ноябрь 26, 2024
В аэропорту Домодедово открылся сервис по ремонту мобильных устройств
Ноябрь 26, 2024
Эксперт по дронам назвал американский Switchblade 600 аппаратом прошлого поколения