О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ЗРК С-400 плюс самолет ДРЛОиУ А-50У: долгожданное решение с далеко идущими последствиями

В конце октября 2023 года в рамках проведения Российской специальной военной операции (СВО) на Украине произошло одно из наиболее знаковых событий – была обеспечена совместная боевая работа зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-400 и самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У. В результате этого "симбиоза" за одну неделю было уничтожено 24 летательных аппарата противника, привыкшего безнаказанно летать на малой высоте в глубине своей территории.

Решение задачи по обеспечению совместной боевой работы ЗРК С-400 и самолетов ДРЛОиУ А-50У было долгожданным и будет иметь далеко идущие последствия, о которых мы сегодня и поговорим.

Проблема взаимодействия ЗРК с самолетами ДРЛОиУ рассматривалась автором еще в апреле 2019 года в статье "Взаимодействие наземных ЗРК и самолетов BBC". На момент написания указанной статьи сведения о возможности сопряжения российских ЗРК с самолетами ДРЛОиУ, равно как и о проведении работ в этом направлении, в открытых источниках отсутствовали. Позже, уже в ходе СВО, проблема проявилась в полной мере.

ВВС Украины

Несмотря на уничтожение самолетов и вертолетов военно-воздушных сил (ВВС) Украины крылатыми ракетами (КР) большой дальности на аэродромах, а также российскими истребителями и ЗРК в воздухе, полностью подавить ВВС Украины не удалось. При этом обеспечить стратегическое господство в воздухе ВВС РФ над территорией Украины не получилось в первую очередь из-за всеобъемлющей информационной поддержки, предоставляемой вооруженным силам Украины (ВCУ) странами НАТО.

Используя полученные разведывательные данные и "засадную" тактику применения ЗРК, ВСУ смогли практически закрыть для BBC РФ территорию Украины за линией боевого соприкосновения (ЛБС), по крайней мере, в части пилотируемых летательных аппаратов.

В результате, сохранив часть имеющегося авиапарка, а также получив от стран НАТО боевые самолеты советской постройки, ВВС Украины могли осуществлять периодическое воздействие на ВС РФ на ЛБС, оказывая ограниченную авиационную поддержку наземным подразделениям ВСУ, впрочем, на ЛБС украинская авиация несла значительные потери, оказывая наземным силам скорее моральную поддержку.

Все изменилось после поставки Украине странами НАТО высокоточных КР большой дальности типа Storm Shadow и SCALP-EG, запуск которых осуществляется с помощью фронтовых бомбардировщиков Су-24 и истребителей МиГ-29. Постепенно информация о появлении Су-24 и МиГ-29 на ЛБС практически исчезла – судя по всему, ВСУ их берегут и используют в основном для нанесения ракетных ударов по объектам, расположенным в глубине российской территории.

Теоретически обеспечить поражение самолетов в глубине территории Украины могут истребители Су-35С и перехватчики МиГ-31 с помощью ракет "воздух-воздух" (В-В) большой дальности Р-37М с дальностью стрельбы до 400 километров.

Можно предположить, что так и происходит, по крайней мере, в разных новостных каналах периодически появляются фотоизображения Су-35С с подвешенными под фюзеляжем ракетами Р-37М. Тем не менее говорить о том, что ВВС Украины прекратили свое существование, пока не приходится.

Недостатком истребителей Су-З5С и перехватчиков МиГ-31, вооруженных ракетами большой дальности Р-37М, является то, что время их дежурства в воздухе крайне ограничено, при этом растрачивается драгоценный ресурс авиационной техники.

Кроме того, можно предположить, что ВСУ оперативно получают информацию о взлете и маршрутах патрулирования самолетов ВВС РФ, что позволяет им использовать для нанесения ударов "окна", когда истребителей ВВС РФ нет в воздухе или когда они движутся в противоположном направлении.

Как на эту ситуацию может повлиять связка ЗРК С-400+ ДРЛОиУ А-50У?

ВВС+ПВО

Вообще, взаимодействие ВВС и наземных средств противовоздушной обороны (ПВО), то есть обеспечение совместной боевой работы истребителей и перехватчиков с ЗРК – это сложнейшая организационная задача, в рамках решения которой в первую очередь встает проблема "дружественного огня", когда свои ЗРК сбивают свои же самолеты и вертолеты.

Эта проблема в полный рост проявилась еще во времена Второй мировой войны, и в дальнейшем, даже несмотря на появления систем "свой-чужой", потери самолетов и вертолетов от "дружественного огня" сопровождают почти все крупные военные конфликты на планете.

В наше время ситуация осложняется применением технологий снижения заметности и мер по повышению скрытности (нужна максимальная скрытность – нет радиообмена – усложняется координация действий – повышается вероятность "дружественного огня"). При этом обеспечить эффективную работу ПВО без привлечения авиации крайне сложно, в первую очередь из-за кривизны поверхности Земли и перепадов рельефа местности, ограничивающих дальность обнаружения низколетящих самолетов и вертолетов.

К примеру, при атаке надводных кораблей с помощью низколетящих противокорабельных ракет (ПКР) дальность видимости средств ПВО кораблей ограничена линией радиогоризонта. В результате при массированном применении ПКР у кораблей просто может не остаться времени на отражение атаки. Эту проблему можно решить двумя способами – обеспечив поражение атакующих ПКР истребителями-перехватчиками (что возвращает нас к проблеме "дружественного огня") или реализовать поражение ПКР с помощью зенитных управляемых ракет (ЗУР) за пределами радиогоризонта.

Исходя из сведений, размещенных в открытых источниках, именно так проблема низколетящих целей и решена в Военно-морских силах (ВМС) США. Уничтожение атакующих ПКР обеспечивается за счет выдачи "загоризонтного" целеуказания ЗУР от палубного самолета ДРЛОиУ "Хокай". Окончательное наведение на цель осуществляется самой ЗУР с помощью ее активной радиолокационной головки самонаведения (АРЛГСН). Под вопросом находится возможность распределения целей между ЗУР уже после их запуска с самолета ДРЛОиУ "Хокай", для того чтобы не получилась ситуация, когда несколько ЗУР атакуют одну ПКР, тогда как другие ПКР спокойно пролетают мимо.

Теперь же наконец-то такую возможность получили и ВС РФ.

ЗРК С-400 + самолет ДРЛОиУ А-50У

По взаимодействию ЗРК С-400 и самолетов ДРЛОиУ А-50У имеется несколько вопросов: в первую очередь – какие применяются ЗУР?

Наиболее логичным предположением является применение ЗУР 9М96Е2/9М96М с АРЛГСН, обладающих дальностью стрельбы до 135 километров, а также ЗУР 40Н6Е с дальностью стрельбы до 380 километров. Применение ЗУР 9М96Е с АРЛГСН и 9М100Е с инфракрасной головкой самонаведения (ИК ГСН), с дальностью стрельбы 40 и 15 километров соответственно, скорее всего, возможно, но практически вряд ли имеет смысл.

Что касается ЗУР семейства 48Н6 с полуактивным радиолокационным наведением, то их применение по целеуказанию самолетов ДРЛОиУ А-50У, скорее всего, маловероятно, если вообще технически реализуемо.

Второй вопрос – возможность распределения целей между ЗУР после их запуска, о чем мы говорили выше применительно к ВМС США. В принципе, для поражения одиночных целей в глубине траектории Украины это не так критично, однако для отражения массированных атак средств воздушного нападения, в том числе и в разрезе задач Военно-морского флота (ВМФ) РФ, распределение целей между ЗУР после их запуска имеет большое значение.

Что касается поражения целей в глубине территории Украины, то возможность коррекции траектории полета ЗУР необходима при стрельбе на большую дальность, поскольку за время полета ЗУР на расстояние 200–400 километров цель может резко изменить направление полета, в результате чего она просто не попадет в поле зрения АРЛГСН ЗУР.

Третий вопрос, точнее – блок вопросов: у нас один самолет ДРЛОиУ А-50У, способный работать в связке с С-400 или это могут делать все самолеты этого типа? Если не все, то что требуется для того, чтобы были "все" – обновление программного обеспечения или аппаратная доработка? Если это аппаратная доработка, то насколько она сложна и продолжительна по времени?

Выводы

Вне зависимости от того, обеспечивается ли для ЗУР, запускаемых ЗРС С-400, коррекция траектории по командам с самолета ДРЛОиУ А-50У, реализованная возможность загоризонтного поражения самолетов и вертолетов противника имеет огромное значение.

В сочетании с действиями истребителей Су-35С и перехватчиков МиГ-31, вооруженных ракетами большой дальности Р-37М, ударами по аэродромам, наносимыми с помощью КР большой дальности, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)-камикадзе типа "Герань-2" и "Ланцет", а также совместная работа ЗРК С-400 и самолетов ДРЛОиУ А-50У по низколетящим целям в глубине территории Украины, может привести к полной утрате ВВС Украины способности к ведению боевых действий в воздухе в результате потери ими всех боевых самолетов.

Это приведет к неспособности ВСУ применять КР большой дальности типа Storm Shadow и SCALP-EG, по крайней мере, до тех пор, пока не будет найден какой-либо способ их запуска с наземных пусковых установок (ПУ). В свою очередь это потенциально может привести к увеличению поставок оперативно-тактических ракет АТАСМS, запускаемых с наземных ПУ HIMARS.

Одновременно потенциально это может привести к отказу стран НАТО от поставок Украине боевых самолетов производства стран Запада, в том числе и к аннулированию анонсированной поставки истребителей F-16 – вряд ли США захотят просто избавиться от этих самолетов, бессмысленно подставляя их под российские ракеты, тем более с учетом возможности эскалации конфликта на Ближнем Востоке.

Вероятность полного уничтожения BBC Украины во многом будет зависеть от того, смогут ли BBC PФ обеспечить непрерывный контроль воздушного пространства Украины на всю глубину ее территории. В свою очередь это зависит от того, способны ли работать в связке с ЗРК С-400 все имеющиеся у ВВС РФ самолеты ДРЛОиУ А-50У или как быстро они смогут быть доработаны до этого.

Реализация возможности совместной работы ЗРК и самолетов ДРЛОиУ еще раз подчеркивает необходимость увеличения числа этих машин в составе BBC РФ, в том числе в виде каких-либо эрзац-решений, которые могут быть разработаны относительно быстро, производиться по минимальной стоимости и в достаточно больших количествах.

Даже если по каким-либо причинам обеспечить полный контроль территории Украины и уничтожить остатки ее авиации не получится, то с высокой вероятностью противнику все же придется отодвинуть границы применения КР большой дальности, что приведет к значительному снижению их эффективности.
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка