Мотор для СЛА/ЛА - какой?
Тема: Мотор для СЛА/ЛА - какой?
Думаю,рано или поздно сверхлегкая и легкая авиация когда-то станет более массовой и в России. Так вот,какой же мотор (тип,вид и т.д.) будет массовым? Поршневой рядный с жидкостным охлаждением,радиальный,оппозит,газотурбинный.. Какие мнения?
Я больше склоняюсь к газотурбинному. Думаю рано или поздно так и будет. Однозначно, когда-нибудь онистанут приемдемые и по характеристикам и по цене. Только ждать это время может придется не одно десятилетие.
http://www.jetcat.de/
Jet-Cat — мировой лидер в производстве турбореактивных движков для масштабных моделей. Двигатели маленькие, но вполне серьёзные.
Это целая линейка моторов. Самый маленький весит всего 800 граммов, имеет внешний диаметр корпуса 83 миллиметра, а развивает тягу в 6,32 килограмма. Наибольшая же модель имеет вес 2,37 килограмма, диаметр корпуса 130 миллиметров, а тяга её достигает 22,42 килограмма.
А взял все отсюда - http://www.membrana.ru/articles/technic/2004/10/13/214000.html
А Вы австрийцам задайте вопрос. Они Вам покажут двигатели на все случаи жизни по ресурсу, мощности и надежности. Эта сфера для России всегда была наиболее провальна. Насчет реактивных - ну экзотика это для СЛА.
Предлагаю роторный. Высокооборотными они всегда были, а если уж израильтяне их на БПЛА ставят (грузинские "Гермес-450"), то и проблема прожорливости у роторно-поршневых решена.
......
С ужасом жду кары в виде коментария на мое предложение Дмитрия Боева :))
To Jazz:
Зайдите на сайт АВТОВАЗа. У них есть вполне пристойный роторный двигатель Ванкеля для малой авиации. На основе их же автомобильной версии. Достоинство - малый мидель и высокие весовые характеристики.
Газотурбинные по весовым характеристикам не превосходят поршневые в этом классе, но очень дороги и кпд низок.
Думаю, что оптимальным решением для самолетов взлетным весом от 800 кг до 1500 кг стали бы дизельные двигатели воздушного охлаждения с прямым впрыском и наддувом компоновки звезда. В принципе, для такого класса машин было бы достаточно двух-трех моторов с мощностью от 100 до 180 л.с. При современных литровых мощностях наддувных дизелей до 80-100 л.с./литр, можно было бы получить 6-ти цилиндровую машину весом в пределах от 70 до 90 кг. При расходе до 0,170 кг/л.с./час - расход солярки выходил бы до 15 л в час на максимале и 10-12 на крейсере. Отличный был бы показатель. Редуктор (необходимый для такого мотора) весил бы еще до 20 кг.
Есть ли такие моторы - неизвестно, но сделать такой мотор при финансировании можно, используя автомобильные компоненты от современных дизелей (поршни, шатуны, топливную систему можно подобрать готовые и отличного качества, стартер, электрооборудование - лучше перспективное на 42 вольта, есть такое). Цилиндры, картер, систему газораспределения, редуктор - делать заново. Думаю - ресурс такой машины был бы гарантированно в пределах 3000 часов, что для лекгой авиации вполне достаточно.
Такие моторы, но в мини-формате делают швейцарцы и немцы.
Владимиру Ломазову:
О ВАЗовских работах я слышал, они очень последовательно работают в этом направлении.
В советские времена(в 70-е) ходили разговоры, что группа энтузиастов с ГАЗа, начитавшись «Техника - молодежи», сделали небольшой Ванкель, и на его основе – ранцевый вертолет. Пробовали в цехе, перестарались и испытатель вмазался в потолочное перекрытие, при этом слегка покалечился (за что купил – за то продаю :)).
Привлекает, что у роторного высокий КПД, что в нем мало деталей, что он многотопливный. Настораживает, что в этой теме почти никого нет, серьезно занимаются лишь японцы («Мазда»), американцы (вроде бы есть РП «Кертисс») и наши (и много добились!).
Про реактивную тягу для СЛА думаю,что как-то это не оно.. Такие моторы неэкономичны и более пожароопасны. Роторные двигатели интересны,но насколько я знаю у них маленький ресурс в сравнении с ДВС,а кап.ремонт предполагает смену большого числа деталей. Думаю,что наиболее бюджетным и простым в производстве будет винтовой мотор на базе рядного ДВС с жидкостным охлаждением. Основание - практически автомобильный мотор с некоторыми переделками,а такие двигатели для авто делаются уже давно и много. Тем более,за ними и пользователям следить легко
Я всегда был за реактивную тягу. Рано или поздно к этому все придет
To Jazz:
ВАЗ делает роторные моторы в опытном производстве мелкой серией - одно- и двухсекционные. Эти моторы мощностью 130 и 250 л.с. Односекционные ставятся на Самары специсполение (или ставились). Самара с мотором в 130 л.с. - вещь ураганная, особенно если подвеска спортивно настроена.
Они сделали и рекламировали на одном из МАКСов авиамотор на базе роторного, даже писали, что сертифицируют. Посмотрите на их заводском сайте - раньше все это там было.
Реально большой серией этот мотор делает Мазда, по лицензии немецкой фирмы НСУ (давно куплена фирмой АУДИ. Я видел однажды оригинальный НСУ конца шестидесятых с Ванкелевским мотором на ходу - потрясающе. Тихо, никаких особых вибраций, мотор маленький для выдаваемой мощности. Очень большая литровая мощность. Но, мне кажется, лучше турбодизеля - громадные серии, отработанная надежнейшая топливная аппаратура, которая вполне может работать на авиакеросине, никакой проблемы с запчастями. Почему я за воздушную звезду - да потому что наиболее простая и уравновешенная конструкция. Нужно только делать (в отличие от М9) оборотистый короткоходовый мотор. Мидель, конечно, у звезды побольше, но простота конструкции, а как следствие - более высокая надежность, эти плюсы перевешивают. Тем более для самолетов, которые быстрее 300 км/час не летают. За миделем можно не гоняться, а экономичность дизеля, более легкая конструкция звезды с воздушным охлаждением, хороший винт - что еще надо. Вся моторизация - мотор с редуктором, винтомоторная группа, бак с топливом литров на 150 - 250-280 кг (включая топливо). Бак можно расположить так, чтобы улучшить центровку. 2 человека - 200 кг. Самолет до 900 кг с мотором сил в 200 - будет очень пристойная машина.
Для Quoondo. СЛА довольно широкое понятие. Если Вы предлагает на простейший летательный аппарат с прямоугольным крылом, верхнепланом, неубирающееся шасси и прочей технологической простотой, то Вам ясно, что он еще на взлете все растеряет. Другое дело небольшой аппарат сделанный под реактивный двигатель с учетом всех требований по прочности и аэродинамике. В США один пенсионер сделал реактивный самолет с размахом до 3 м,называется «FREEDOM» -СВОБОДА.Получил контракт от ВВС США за использование его в качестве мишеней при имитации полета наших (российских) крылатых ракет. Объездил с показательными полетами всю страну. Самолет складывается в прицеп фургона.
С двигателем типа "звезда" я в общем-то тож согласен - довольно-таки отработанная (хотя и менее отработанная,чем у рядных моторов) технология и приемлемая простота делают такие моторы хорошими кандидатами для СЛА. Но реактивные.. При скоростях простых СЛА до 300 км/ч реактивная тяга просто не оправдает себя экономически. При этом обладает большей пожароопасностью. Также следует учитывать,что и топлива такие двигатели потребляют больше,а значит при том же объеме запас хода у них меньше. При полноценном же использовании реактивной тяги (на скоростях более 600 км/ч) придется усиливать конструкцию самолета,что влечет доп.затраты. Это уже какой-то не массовый вариант СЛА/ЛА получается. Думаю,все же винтовые моторы для легкой авиации более актуальны
Вася Полетун, а если Eclipse500 Phenom100 или того меньше?
Quoondo, Вы большой любитель маркетинга. Прокомментируйте статью
Легче некуда
http://www.ato.ru/rus/media/ato/archives/70-2006/da/da1/?sess_=d0300944b12d1ae2d26127bd3d1e82fd
Как раз на тему Eclipse500 и Phenom100.
10.05.2008 Владимир Ломазов пишет: "...Зайдите на сайт АВТОВАЗа. У них есть вполне пристойный роторный двигатель Ванкеля для малой авиации..."
Уважаемый Владимир, наиболее полную и, самое главное, правдивую картину с моторами для СЛА/ЛА может нарисовать А.Гомберг, поскольку он серьёзно занимается данной тематикой уже более 10 лет.
Свою точку зрения Александр ранее высказывал в неднократных публикациях журнала "Двигатель":
http://engine.aviaport.ru/issues/01/page34.html
http://engine.aviaport.ru/issues/02/page38.html
http://engine.aviaport.ru/issues/03/page30.html
http://engine.aviaport.ru/issues/04/page36.html
http://engine.aviaport.ru/issues/11&12/page22.html
Мне кажется, для малой пилотируемой авиации профессионального применения сейчас в России есть (есть - значит можно купить и использовать, ежели очень нужно) следующие моторы: "ЛОМ-Прага" М-332, М-337 http://engine.aviaport.ru/issues/10/page30.html
и Воронежский М-14 разных модификаций http://www.aviaport.ru/digest/2004/04/27/76893.html
http://www.aviaport.ru/directory/aviation/513.html
Всё остальное - либо для беспилотников, либо для непрофессионального использования (членами клуба самоубийц в том числе).
Нашёл случайно один любопытный документ: http://www.mak.ru/russian/kommissions/...
Интересно, какова его свежесть и достоверность?
10.05.2008 Владимир Ломазов пишет: "...Зайдите на сайт АВТОВАЗа. У них есть вполне пристойный роторный двигатель Ванкеля для малой авиации..."
Извините Владимир, за "собиранием" ссылок не ответил впрямую на Ваше предложение:
...- сайт АВТОВАЗа конечно есть, но вот только мотора для многоразовых пилотируемых летательных аппаратов у них реально НЕТ (- тс... Это секрет)!