Время новостей
21 июля 2003, 13:27
Малая авария
В дни салона экраноплан использовали для увеселительно-коммерческих заездов по реке в центре Нижнего Новгорода. За 180 рублей любой желающий мог насладиться 15 минутами полета над водой со скоростью 100 км/час. Авария произошла на второй день работы аттракциона, около пяти часов вечера. По неофициальной версии, усталый и проголодавшийся капитан слишком спешил вернуться из последнего рейса. Машина столкнулась с другим быстроходным (хотя и не таким быстрым, как "Волга-2") судном - пассажирской "Кометой". От удара экраноплан перевернулся, но не затонул. В начале шестого часа вечера корреспондент газеты "Время новостей" наблюдал, как обычные буксиры тянули чудо-аппарат с середины Волги к берегу.
"Волга-2" не самолет, но эта уникальная машина тоже летает. На высоте 30 см над любой ровной поверхностью: водой, землей, снегом или льдом. Изготовили экраноплан на нижегородском авиазаводе "Сокол" - одном из основных спонсоров РОСМА. Аварийная машина имеет серийный номер 08. Причем это единственный экземпляр, оставшийся сейчас в распоряжении завода. Как рассказал корреспонденту газеты "Время новостей" замначальника отдела маркетинга ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" Владимир Метелкин, первые семь серийных "Волг-2", которые начали выпускать с 2002 года, уже распроданы, причем в основном на экспорт - от США до Китая.
В день накануне аварии корреспонденту газеты посчастливилось лично опробовать катер-амфибию на динамической воздушной подушке (так "Волга-2" классифицируется официально). Ощущения необычные, но в целом приятные. В капсулообразном корпусе экраноплана помещаются девять человек. Два-три из них - члены экипажа, остальные - пассажиры. В момент разгона и отрыва аппарата от воды брызги заливают окна почти до потери видимости, как у автомобиля при проливном дожде. Зато потом окна проясняются, экраноплан идет очень ровно и стремительно, только улетают назад встречные волжские баржи. Сотрудники "Сокола" особенно подчеркивают, что нет никаких специальных квалификационных ограничений на управление "Волгой-2". Требуется только свидетельство водителя скоростных речных судов. Очевидно, предполагается, что судоводитель такого уровня знает о необходимости избегать столкновений с посторонними твердыми предметами.
Сам по себе РОСМА поразил разнообразием мини-самолетов, которые, оказывается, делают и продают в разных концах России. "Звездой" салона оказался крупный для этого класса шести-семиместный самолет М-101Т, выпускаемый тем же заводом "Сокол". Это единственная машина из выставленных, доведенная до стадии серийного производства.
Другая неожиданная особенность РОСМА - крайняя скупость рекламы мероприятия и отсутствие интереса со стороны официальных лиц. "На открытии будет Кириенко", - обещали организаторы. В последний момент, правда, оказалось, что имелся в виду не полпред президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, а первый замгубернатора Нижегородской области Владимир Кириенко. Но и он не пришел. В отсутствие также обещанных главы Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Александра Нерадько и гендиректора Госкорпорации по организации воздушного движения Бориса Кушнерука главным "гостем из центра" на открытии стал замглавы департамента госрегулирования организации воздушного движения ГСГА Леонид Щербаков. Репортеры местных телеканалов рвали его друг у друга из рук. Владимир Забава, президент Объединенной федерации сверхлегкой авиации России, интересовался, когда федеральные власти отменят законодательные ограничения, душащие эту самую сверхлегкую авиацию в зародыше. Оказывается, согласно формулировкам Воздушного кодекса России, малые воздушные суда не могут использоваться за плату и по найму. Поэтому, привел пример гендиректор ассоциации "Большая Волга" Валентин Родионов, тольяттинская авиакомпания "Приоритет" вынуждена летать на сельхозработы так филигранно, чтобы только заработать на покрытие своих затрат, и ни копейки сверху. Этот результат тем более вызывает уважение, что, по свидетельству генерального директора АО "Нижегородская ярмарка" (еще одного ключевого спонсора РОСМА) Валерия Барулина, в прошлом году объем авиационных сельхозработ в области в три раза превысил план.
Корреспонденту газеты "Время новостей" Леонид Щербаков пояснил по этому поводу, что все дело в разнице нашей, еще советской, культуры управления воздушным движением и западной. У нас для пилота наземный диспетчер - непререкаемый командир, а у них - советчик. После терактов 11 сентября 2001 года, думает г-н Щербаков, на Западе механизм управления частными полетами ужесточается, а у нас должен становиться более гибким. Где-то посередине и произойдет встреча двух великих авиационных культур. Где именно, говорить пока рано.
Общий настрой нижегородского малого авиасалона сформулировал Валентин Родионов: "Человек всегда рвался в небо не только для того, чтобы, да простит меня Всевышний, отдать богу душу, но и чтобы получить удовольствие. Да здравствует человек, который хочет летать! Да здравствует Россия, которая все же расправит крылья!"...
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали