Аэрокосмический портал Украины
19 сентября 2003, 15:36
6 лет назад Ан-140 поднялся в небо
Ан-140, вобравший в себя лучшие качества Ан-24, обладает большей скоростью и дальностью полета, повышенной экономичностью и сниженным уровнем шума. Запорожские создатели двигателей - ЗМКБ "Прогресс" и ОАО "Мотор Сич" предложили оборудовать новый самолет двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1, разработанным на основе турбовального двигателя НПП им. Климова (г. Санкт-Петербург, Россия), который доказал свою надежность в многолетней эксплуатации. Вспомогательная силовая установка АИ9-3Б, расположенная в хвостовой части фюзеляжа, обеспечивает автономную эксплуатацию Ан-140 на необорудованных аэродромах. Высокий уровень комфорта пассажирской кабины достигнут выбором оптимальных пропорций объема салона и вспомогательных помещений, низким уровнем шума и вибраций, благоприятным климатическим режимом, мягким освещением и другими мероприятиями. В хвостовой части фюзеляжа и под полом пассажирской кабины расположены багажно-грузовые отсеки общим объемом 9,1 м 3 и грузоподъемностью 1,84 т. Объемы багажно-грузовых отсеков в 1,3-1,5 раза больше, чем в других самолетах аналогичного класса. В передней части пассажирского салона при снятии кресел предусмотрена возможность перевозки до 3,35 т грузов на специальных настилах. Для этого по правому борту фюзеляжа расположена грузовая дверь, а пол усилен и оснащен соответствующим съемным оборудованием. Шасси повышенной проходимости с пневматиками низкого давления и высокое расположение двигателей, исключающее повреждение воздушных винтов и воздухозаборников посторонними предметами при взлете и посадке, позволяют эксплуатировать самолет с грунтовых, галечных, ледовых и заснеженных аэродромов и площадок.
Впервые Ан-140 показал свои возможности в ходе программы сертификационных испытаний, которая была достаточно насыщенной. Самолет был испытан на различных предельных режимах полёта, в условиях обледенения на Севере Европейской части России, на скользких и заснеженных аэродромах, в жарком климате (до +45 град C) Узбекистана, на высокогорных аэродромах Киргизии, в условиях сверхнизких температур (до -53 град С) в Якутии. Выполнена обширная "отказная программа" с имитацией отказов двигателей, систем и оборудования на всех этапах полета. Всего к моменту завершения сертификационных испытаний (26 марта 2000 г.) на трёх самолетах Ан-140 выполнено 1138 полётов с суммарным налётом 1286 часов.
25 апреля 2000г. АНТК им. О.К.Антонова были вручены сертификаты на новый региональный пассажирский самолёт моделей Ан-140 и Ан-140-100, выданные Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) стран СНГ и Государственным департаментом авиационного транспорта Украины ("Укравиатранс"). Соответствующие сертификаты были вручены также предприятиям-разработчикам установленных на самолет маршевых двигателей, воздушных винтов, вспомогательной силовой установки. Самолёт в целом и его комплектующие изделия сертифицированы по Авиационным правилам АП-25, аналогичным, а в некоторых моментах более жестким, чем американские и европейские правила FAR-25 и JAR-25.
В итоге Ан-140 вышел в эксплуатацию без каких-либо ограничений. Своих первых пассажиров он перевез 29 марта 2002 г. Рейс по маршруту Одесса - Киев был выполнен государственной авиакомпанией "Одесские авиалинии". В течение 2002 г. в эксплуатацию поступили 3 таких самолета, которые летают между Киевом, Харьковом, Одессой, Ужгородом, Москвой, Батуми (Грузия), Ереваном (Армения), Стамбулом (Турция), Веной (Австрия), Ниццей (Франция), Салониками (Греция), Алеппо (Сирия) и Братиславой (Словения). Два из них принадлежат "Одесским авиалиниям", один - авиакомпании "Аеромiст-Харкiв". Все эти самолеты приобретены Лизинговой компанией "Укртранслизинг". 23 мая 2003 г. состоялась передача Ан-140 третьему эксплуатанту - украинской авиакомпании "Мотор Сич". 15 сентября 2003 г. еще один самолет был передан авиакомпании "Аером?ст-Харк?в". С начала выхода на воздушные трассы самолеты Ан-140 выполнили 2205 полетов общей продолжительностью 3673 часа. Только в августе самолет авиакомпании "Мотор Сич" провел в воздухе 194 часа. Общее количество перевезенных пассажиров превысило 40000 человек.
Предварительные договоренности о приобретении самолетов Ан-140 заключены с авиакомпаниями Сибири, Бурятии, Якутии. Подписаны контракты на поставку двух самолетов в авиакомпанию "Самара", пяти самолетов - в Ливию, достигнуты предварительные соглашения со Словенией и авиакомпанией "Словацкие авиалинии".
Серийное производство Ан-140 осуществляется на Харьковском Государственном Авиационном Производственном Предприятии (ХГАПП). Завод уже выпустил 6 этих самолетов, а в настоящее время на разной степени готовности в производстве находятся еще 18 самолетов. Постройка Ан-140 разворачивается и в России на ЗАО "Авиакор - авиационный завод". Выкатка первого самолета самарской сборки запланирована на 1 декабря этого года.
Производством Ан-140 занимаются также и иранское предприятие HESA. В декабре 1995 г. Ан-140, представленный АНТК им. О.К.Антонова при участии ХГАПП и ОАО "Мотор Сич", выиграл тендер на запуск и производство самолёта пассажировместимостью 50-80 мест, объявленного правительством Ирана. Первый испытательный полет Ан-140, построенного в Исфахане, был выполнен 4 февраля 2001 г. смешанным украинско-иранским экипажем.
В период с конца текущего года по март 2004 г., по заказу авиакомпании "Iran Asseman Airlines", на авиалинии Ирана будет выпущено 5 самолетов Ан-140, которые получили в стране название "Иран-140".
Сегодня, когда со дня первого полета Ан-140 прошло 6 лет, самолет уже уверенно чувствует себя на многих региональных маршрутах мира. Хочется верить, что в скором времени полеты на нем станут доступны широким слоям населения, и он будет истинно "Народным самолетом"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аэрокосмический портал Украины». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 11, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за февраль 2025 года
Март 13, 2025
Авиакомпания NordStar предоставит дополнительные скидки на полеты для ветеранов
Март 13, 2025
Службы аэровокзала "Южно-Сахалинск" продолжают осваивать основы производственной системы
Март 13, 2025
Центр беспилотных авиационных систем появится в Забайкалье